Райт Фрэнк Ллойд: пик творчества. Цикл статей, часть 3.
Фрэнк Ллойд Райт, знаменитый американский архитектор-новатор испытал глубокий кризис творчества в середине 1920-х годов. Но в 30-е годы к нему вновь стали обращаться американские заказчики. В немалой степени этому способствовала популярность Райта в Европе. В этом творческом периоде, Фрэнк Ллойд использует в качестве базового материала железобетонные конструкции.
Дом Кауфмана, Kaufman House
В 1935 году началась работа над самым известным его проектом, ставшим популярным во всем мире – «Дом над водопадом».
Дом был построен в штате Пенсильвания по заказу И.Дж. Кауфмана. Проект был завершен в 1939 году. Это сооружение было первым, в котором архитектор в качестве одного из основных строительных материалов использовал железобетон.
Конструктивно-пространственная композиция «дома над водопадом» интересна тем, что железобетонные плиты, которые служат перекрытием здания, выступают из центрального массива в различных направлениях и находятся на разных уровнях. Эти повисшие над водопадом консоли террас, создают впечатление экзотического архитектурного строения.
«Дом над водопадом» построен для Эдгара Дж. Кауфманна
«Дом над водопадом» построен для Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания, 1935—1938 по проекту Фрэнка Лойда Райта.
Железобетонные плиты выступают из центрального массива в различных направлениях и находятся на разных уровнях.Эти повисшие над водопадом консоли террас, создают впечатление экзотического архитектурного строения.
Еще одной особенностью дома является то, что Райт использовал элемент природы как часть интерьера: здание фактически держится на утесе, который и присутствует внутри. Однако в 1994-2002 годах, когда проводилась реконструкция, для укрепления конструкции здания добавили стальную опору.
Знаменитый дом над водопадом, Дом Кауфмана, спроектированный в 1935 году.
Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в пастельных тонах. Нижние поверхности выступов крыши окрашены светлой краской, что позволило верхним комнатам быть уютными и лёгкими. Во многих местах дома вместо глухих стен применены так называемые «прозрачные ширмы».
Юсоновские дома, U.S.O.N.ian Houses
Фрэнк Ллойд Райт проектировал дома не только для богатых, но и для людей среднего класса. Такие дома он называл «американскими» или «юсоновскими» (это слово является аббревиатурой U.S.O.N.A или Unites States of Nothern America, что означает Соединенные Штаты Северной Америки).
Относящиеся к этому типу здания характеризуются компактностью, экономичностью и функциональностью. Юсоновские дома выглядят очень эффектно из-за визуального восприятия парения крыши над стенами. Такой эффект достигается расположением окон в горизонтальную линию высоко до самого потолка.
Строились они в основном в один этаж и имели L-образную форму планировки, что давало массу преимуществ для строительства с комплексным ландшафтом.
Юсоновские дома, спроецированные специально для людей со средним доходом.
Строились в основном в один этаж и имели L-образную форму планировки. Расположенные высоко до самого потолка окна создают эффект парения крыши над стенами. Работая над проектами «американских домов», Райт создал собственную концепцию, которую назвал «Городом широких горизонтов». Основная ее идея заключается в переселении жителей городов в более удаленные участки, сельскохозяйственные окраины. Главной причиной такой концепции была перенаселенная концентрация людей в больших городах. В дальнейшем идея Райта имела большое влияние на выбор проектов для строительства жилой недвижимости американского пригорода.
Музей Соломона Гуггенхайма, Solomon R. Guggenheim Museum
Финал своей карьеры Фрэнк Ллойд обозначил проектом одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка – музеем Соломона Гуггенхайма. Работа над ним длилась долгих 16 лет, с 1943 по 1959 года.
Снаружи форма здания напоминает громадный спиральный пандус с витками, расширяющимися кверху, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом. Райт предполагал, что посетители будут подниматься на лифте на верхний этаж музея, и начинать осмотр оттуда, то есть сверху вниз.
Таким образом, картины просматривались в наиболее выгодном свете. Но, к сожалению, руководство музея не учло пожеланий архитектора, и экспозиция начинается с первого этажа. Работая над проектированием жилой недвижимости в этот период, Райт не использует стандартных прямых углов, а применяет спирали и окружности.
Знаменитый музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, расположенный на Манхэттене, работа над которым длилась 16 лет.
Фасад здания спроектирован в виде спиралевидного объема, отдаленно напоминающего «торнадо». Внутри применен тот же прием - по периметру. Каркас здания составляют решетчатые секции, высотой 3 м. Облицовка конструкции - гнутые титановые пластины и стекло, что придает зданию немного неземной вид.
Суд Марин, Marin Court
При жизни великого архитектора не были реализованы все его проекты. Строительство над зданием суда в округе Марин закончилось спустя 4 года после смерти Фрэнка Ллойда Райта. Именно оно стало последним проектом, построенным по чертежам Райта после его кончины. Административному комплексу округа Марин свойственно обилие декора.
Суд Марин расположенный в Сан-Рафаэле в Калифорнии, работа над которым закончилась уже после смерти Райта. Проектирование здания суда началось в 1957 и закончилось в 1976 году.
см. также Райт Фрэнк Ллойд. Дома прерий. Цикл статей, часть 1.
см. также Райт Фрэнк Ллойд: творчество во время кризиса. Цикл статей, часть 2.