Собор Святого Павла (St Paul's Cathedral)
Собор Святого Павла (St Paul's Cathedral) в Лондоне является крупнейшим в Европе англиканским храмом, а также резиденцией епископа. Прекрасный собор является едва ли не главным примером английского барокко в архитектуре. Традиционно в крипте Собора Святого Павла захоронены наиболее выдающиеся граждане Великобритании, среди которых и архитектор Кристофер Рен (Christopher Wren), спроектировавший этот храм.
Западный фасад Собора Святого Павла состоит из центрального выступающего павильона и двух угловых колоколен – подчеркнутая симметрия является основной характеристикой храмового ансамбля.
История строительства
Сегодняшнее здание Собора Св. Павла в Лондоне (St Paul's Cathedral) является четвертым. Первый романский храм был здесь возведен в 604, но сгорел при пожаре. Второе здание было построено в конце 7 века, но было разграблено и разрушено при набеге викингов в 10 веке, третий же собор строился несколько столетий – с 1087 по 1310 гг., и был полностью уничтожен во время Великого лондонского пожара 1666 года. Четвертое, более монументальное здание Собора Святого Павла было построено в период с 1675 по 1710 гг. под руководством главного архитектора проекта, сера Кристофера Рена. Мастер английской барочной архитектурной школы создал поистине свой величайший шедевр. Величественный купол храма и его внушительный фасад стали одними из новых символов Лондона. В 1940 году собор пострадал во время массированных бомбардировок, но после Второй Мировой войны был полностью реставрирован. В 1965 году в соборе был похоронен Уинстон Черчилль (Winston Churchill), став очередным выдающимся деятелем, чей склеп расположен в Соборе Святого Павла.
Фасад Собора Святого Павла имеет два яруса – нижний состоит из колонного портика с широким аттиком, а верхний – из более узкого портика с треугольным фронтоном с барельефом.
Особенности оформления фасада
Собор Св. Павла в Лондоне (St Paul's Cathedral) в плане представляет собой латинский крест - центральный неф с южным и северным трансептами. Здание храма одноэтажное, но фасад дополнен ложным вторым ярусом, который скрывает массивные и мощные опоры-контрфорсы, поддерживающие стены нефа и купол.
Купол Собора Святого Павла имеет сферическую форму и установлен на широком барабане, представляющем собой крытую колонную галерею с террасой.
Купол собора имеет двойную конструкцию - над первым куполом установлен кирпичный конус - опора для высокого каменного фонаря, а над конусом располагается второй купол, деревянный каркас, облицованный свинцовыми листами. Внешняя терраса у основания купола дополнена балюстрадой, а фасад барабана – строгими ионическими пилястрами и скульптурными карнизами.
Арочная галерея барабана украшена декоративными нишами, барельефами с изображением ангелов, а перед террасой установлены скульптуры апостолов.
Собор Святого Павла в Лондоне помимо главного нефа имеет два боковых трансепта - южный и северный. Фасады их представляют собой полукруглые античные портики. Восточный фасад храма является полукруглой двухэтажной апсидой с тремя арочными окнами. Но наиболее эффектным является центральный фасад собора, состоящий из двух ярусов. Нижний портик поддерживается шестью парами коринфских колонн, а верхний – четырьмя парами. Портик увенчан треугольным фронтоном с барельефом, который изображает библейскую сцену «Обращение Павла» (Paul's conversion). Над портиком установлены огромные статуи апостолов Петра (Peter), Павла (Paul), Иакова (Jakob) и четырех евангелистов. Боковые входные порталы имеют полукруглые арочные ворота, и каждый из них украшен пятью колоннами.
Центральный портал Собора Святого Павла расположен между двумя капеллами, представляющими собой угловые башни с высокими открытыми галереями на верхнем ярусе, основания которых украшены каменными гирляндами и статуями евангелистов.
Собор Святого Павла в Лондоне (St Paul's Cathedral) является одной из главных церковных святынь Англии, а также наиболее известным примером архитектуры английского барокко. В отличие от итальянских базилик, Собор Св. Павла оформлен в более строгой и лаконичной манере, свойственной английской архитектурной школе барокко, а также с преобладанием симметричных форм, что было характерно уже для зодчества классицизма.