Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намIDID 734%20604%20%D0%96X
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзине
  • Главная
  • Полезное
  • Раздел статей
  • Фасадный декор в стилях архитектуры
  • Украшение фасада дворца барельефом-оружие
  • Украшение фасада дворца барельефом-оружие

    Барельеф с военной тематикой украшает фасад дворца в Летнем саду. Летний дворец Петра I. 1710-1714гг. Автор проекта – архитектор Д. Трезини.

    Фасады дворцов всегда украшали архитектурными орнаментами, которые имели символическое значение. Декор фасадов нередко состоял из элементов культовых обрядов и символов. Древние греки украшали фасады храмов гирляндами из листьев, плодами, символизирующими богатство и урожай, головами, изображающими жертвенных животных. В романской архитектуре канаты из узлов, сплетенных между собой, на фасадах дворцов означали изгнание демонов. Как символы триумфа и побед в декор римской архитектуры включались военные трофеи. Фасады дворцов Северной Европы оформлялись изображениями зверей, символизирующих определенные человеческие качества, скульптурными композициями, посвященными событиям в истории, религиозным персонажам. Среди украшений фасадов дворцов нередко использовалось изображения оружия и других военных трофеев. Трофей, в переводе с греческого, означает «обращение врагов в бегство». В Древней Греции трофеями, то есть оружием и флагами, которые были отняты у врага в ходе сражения, украшали столбы, служившие памятниками, посвященными победе над врагом. Кроме того, на столбах наносились имена победителей и побежденных. Такие сооружения считались неприкосновенными. Изготавливали их из дерева, и если сооружение разрушалось, то его уже не восстанавливали. Нередко памятники с трофеями устанавливались прямо на поле битвы (или на берегу, если происходила морская битва). Причем после каждой битвы ставили новый памятник, позже их возводили, как символы славы, воздвигая в святилищах эллинов (Дельфы, Олимпии). В Македонии памятники военным победам не ставили, считая, что такие сооружения увековечивают вражду. Александр Македонский, например, ни одну из своих побед не отмечал памятными сооружениями. Первыми практику оформления фасадов дворцов военной атрибутикой ввели римляне. Они поначалу не ставили памятники с трофеями, а украшали последними частные дома. Позже римляне переняли у греков обычай увековечивать памятными сооружениями с трофеями свою победу, правда, сооружая памятники не на месте сражения, а в Риме (например, трибуна для ораторов на римском Форуме была украшена носами кораблей). Позже дворцы и храмы стали декорировать не настоящими трофеями, а их имитацией, созданной из камня и металла. Начиная с Древнего Рима очень популярным было украшение фасада дворца оружием, военными трофеями: изображением топоров, стрел, шлемов, щитов и другая военная арматура (от латинского слова «armatura» — вооружение). Появление военной атрибутики на фасадах дворцов позднее было очень популярно в разные эпохи, и при этом приоритет отдавался античным мотивам

    Анкила (Ancile) - щит бога Марса в мифологии Древнего Рима, по легенде он упал с неба во время моровой язвы, сопровождаемый голосом, предвещавшим Риму мировое владычество.

    Кроме украшения фасадов дворцов оружием использовались и изображения панциря с медальонами, набедренников, шлема, военных знамён, знаков римских легионов, фасции (секиры и пучков ликторских прутьев), копий, мечей, венков. В центре композиции нередко помещалось рельефы, изображающие Анкила (Ancile) — щита бога Марса*. В декоре фасадов дворцов военные трофеи часто сочетались с головой Медузы Горгоны, которая считалась в античности защитным талисманом. Вместе с военной атрибутикой на фасадах зданий изображалась и Минерва - аллегория победы.

    Барельеф. Минерва с военной атрибутикой на фасаде Летнего Дворца Петра I.

    Военная арматура использовалась не только для украшения дворцов и триумфальных арок, но и участвовала в декоре соборов, монастырей, мостов, оград, фонарных столбов, пьедесталов. Украшением служили также скульптурные композиции и барельефы на военные сюжеты.

    Барельеф с орнаментом из оружия и военной амуниции. Спасо-Бородинский монастырь.

    Фрагмент барельефа с орнаментом из оружия и военной амуниции. Спасо-Бородинский монастырь.

    Особенно актуальным было украшение фасадов дворца оружием в эпоху ампира. Ампир основывался на архитектурных образцах Древнего Рима, взяв за образец декор, демонстрирующий величие империи и военную силу: монументальные, массивные портики, украшенные военным декором фронтоны и стены: щиты и топоры, шлемы, копья, стрелы, пушки, флаги, гербы и другие военные символы. Римский военный декор отражал философию великого государства, визуализировал мощь страны, прославлял военные победы и завоевания. Во Франции ампир, заимствующий римскую символическую атрибутику, просуществовал недолго. Здесь и в других европейских странах в этом стиле в основном возводили триумфальные арки и памятные стелы. Ампир получил широкое распространение в России. В русской архитектуре украшения фасада дворца оружием стало особенно популярным после победы в войне 1812 года.

    Барельеф на фасаде музея Суворова. Кирочная 43, Петербург. 1901-1904 гг. Архитекторы фон Гоген, Гримм.

    Помимо римских военных атрибутов использовались и греческие мотивы военной тематики: двухсторонние топоры, низко опускающиеся на лицо шлемы, щиты, палицы, пики. В российском зодчестве использовались и мотивы времен витязей: шишаки, сабли, кольчуги, круглые щиты, луки и стрелы, пики, кирасы. Кроме украшений фасадов дворцов оружием использовались и рельефные изображения государственного флага, знамен, барабанов.

    Военная атрибутика на фасаде Главного Штаба. 1819-1829 гг. арх. К. Росси. Петербург.

    В современном строительстве использование изображений оружия на фасадах дворцов общественного назначения и на частных зданиях чаще символическое, несущее посыл силы и мощи их владельцев.

    Автор текста: Марина Калабухова

    Вверх к началу раздела