Французский наполеоновский ампир
Французский ампир представлен небольшим количеством сооружений. Одним из них является Триумфальная арка (Arc de Triomphe).
Триумфальная арка (Arc de Triomphe).
После изнеженного рококо – стиля французских аристократов, - накануне революции Францию охватила мода на античность. Вместе с изменением исторической ситуации в стране формировалось и новое направление в искусстве - ампир.
Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Как говорил сам художник перед самым началом революционного восстания, им руководило стремление к свободе, равенство и любовь к человечеству.
С приходом к власти Наполеона этот стиль как нельзя лучше подошел к новому образу Франции – страны-завоевательницы и победительницы. Амбиции и далеко идущие планы правителя, создающего новую империю, были направлены на усиление чувства долга, гражданственности, патриотизма в простых гражданах страны, и искусство должно было стать проводником этих идей.
Наполеоновский ампир был призван усиливать ощущение величия растущей империи и могущества ее императора, подчеркивать его заслуги перед отечеством. Французский ампир в 19 веке стал олицетворением героики в самых разных ее проявлениях. Ампир представлялся многими искусствоведами, как стиль холодный и жесткий, уничтожающий подлинный культурный замысел классических форм, оставляющий только возвеличивание и монументальность.
Появление этого стиля не стало переворотом в развитии архитектуры, наполеоновский ампир только видоизменил классику, подчинив ее диктаторской воле императора. Наполеон и его свита желали пышности, великолепия, амбиции вели их устремления к мировому господству, поэтому они хотели параллелей с Древним Римом, который считали образцом государственности. Во славу императорских походов были установлены Триумфальные арки, колонны.
У истоков французского ампира в архитектуре стоял зодчий К. Леду (Клод Никола Леду (1736–1806гг.), создававший пафосные и строгие произведения в стиле позднего классицизма, предшествующего ампиру.
Таможенная застава. 1785-1789 гг., Париж, Франция. Арх. Леду.
Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье (1764—1838 гг.) и Франсуа Фонген (1762—1853гг.) занимались строительством новых сооружений и реставрацией внутренних помещений старых дворцов, которые император использовал в качестве резиденций в стиле наполеоновского ампира.
Зодчие воспроизвели античное сооружение Септимия Севера, построив Триумфальную арку (l’Arc de Triomphe du Carrousel - Триумфальная Арка Каррузель), которая была установлена напротив Дворца Тюильри (на площади Карузелль (Place du Carrousel) до наших дней не сохранившейся) в Париже в честь военных побед императора.
Триумфальная арка предназначалась для парадного проезда императора во дворец Тюильри, являвшийся резиденцией Наполеона в Париже.
Триумфальная Арка Каррузель в Париже, созданная по указу Наполеона. 1806-1808 гг. Арх-ры. Ш. Персье (1764—1838 гг.) и Ф. Фонген (1762—1853гг.)
Арка времен Септимия Севера.
Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811гг.) возвел монумент военной славы Наполеона - Триумфальную арку на площади Звезды (Этуаль, теперь площадь генерала де Голля).
1806-1836 гг. Наполеон хотел видеть Триумфальную арку на месте холма Шайо, в результате холм Шайо был выровнен и на его месте начали строительство. Высота арки 50 м, свод – 29 м.
После смерти Шальгрена в 1811 г. его приемник архитектор Густ продолжил работу, которые продолжались до крушения империи Наполеона в 1814 г. После этих событий стройку остановили. Снова строительство началось в 1830 г. с приходом к власти Луи Филиппа.
Триумфальная арка была достроена только к 1836 г. В 1840г. под аркой провезли тело Наполеона к месту упокоения. И хотя Шальгрен отошел от точного копирования арок древности, считается, что прообразом была римская арка Тита.
Триумфальная арка на площади Звезды декорирована скульптурами: слева скульптурная композиция Жана Пьера Корто «Триумф 1810 года», которая изображала мир у ног императора. Справа – группа «Выступление добровольцев. 1792» скульптора Франсуа Рюда.
Также скульптурные композиции представляют сюжеты на следующие темы: похороны генерала Марсо, сражение при Абукире, сражение при Аустерлице, взятие Александрии и др.. На внутренних стенах Триумфальной арки выгравировано почти 600 фамилий республиканских и наполеоновских генералов, принимавших участие в захватнических войнах. Фамилии погибших в бою подчеркнуты.
Арка построена в центре площади Шарля де Голля (площадь Звезды), самая большая в мире. Арх. Жан Франсуа Шальгрен. 1806—1836 гг. Украшена четырьмя скульптурными группами: «Марсельеза» скульптор Рюда , «Триумф 1810 г.» скульптор Корто; «Сопротивление», «Мир» скульптор Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, имена французских военачальников.
Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806-1836 гг. арх. Шальгрен и Густ.
Арка Тита.
Вандомская колонна (la colonne Vendôme) – прежнее название Колонна Побед. Установлена на Вандомской площади в Париже. 1806-1810 гг. Архитекторы Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.
Это еще одно монументальное сооружение в стиле ампир 19 века. Прототипом послужила древнеримская колонна Траяна в память покорения Дакии (113 г. н.э.) Высота вандомской колонны - 43.5 м.
Построена в честь побед Наполеона I, сделана из бронзы неприятельских пушек и увенчана статуей Наполеона. Колонна винтообразно украшена 425 барельефами скульптора Лепера по сюжетам военной компании 1805 г.
Вершина колонны обнесена галереей, посередине галереи водружена статуя, изображающая Наполеона (скульптор Огюст Дюмон) в образе древнеримского императора в римской тоге. В 1871 г. колонна была снесена Парижской коммуной. После окончания революции новое правительство восстановило колонну на прежнем месте.
Вандомская колонна. Париж. 1806-1836 гг. Арх-ры Ж. Б. Лепер* и Ж. Гондуэн.
Троянская колонна.
Французский ампир в архитектуре проявлялся в широком применении ордерной системы, сочетании сконцентрированных декоративных элементов с большими плоскостями стен. В этом стиле преобладают прямолинейные очертания, крупные объемы геометрических форм.
Присутствуют античные элементы декора, характерные для Древнего Рима: портики, фронтоны, колоннада. Здания и сооружения в стиле ампир 19 века украшают скульптурные композиции на тему сражений.
Среди орнаментов присутствуют и египетские мотивы. Римские зодчие включали скульптуры и орнаменты на египетские темы в оформление зданий. Такие параллели в архитектуре и искусстве приветствовались и поддерживались Наполеоном.
Ампир 19 века, внедренный Наполеоном, историки называют стилем декораций за излишнюю помпезность и угодливость императору.
автор: Марина Калабухова