Московский классицизм
Московский классицизм – одно из региональных направлений русского классицизма в архитектуре второй половины 18 – начала 19 века.
Дом Пашкова.
Распространение этот стиль получил после указа Петра III «О вольности дворянства» в 1761г. В Петербурге городские постройки были строго регламентированы, а в Москве сохранялся привычный патриархальный уклад. Старая Москва была ограничена в пространстве, дома стояли довольно тесно. Строили в то время в разных стилях, не выдерживая общую концепцию, как в Петербурге, однако, всегда, по свидетельству историков, присутствовал специфический местный акцент, который давал возможность характеризовать постройки как типично московские.
Многие специалисты определяли московский акцент как сумбурность, нелогичность и аляповатость строений. Нередко даже в документах не указывали имя зодчего, в то время как в Петербурге по характеру фасада здания можно было определить имя архитектора.
Традиционный вид постройки в Москве того времени – городская усадьба. Существовало две разновидности усадьбы: когда дома выходил фасадом на улицу, а все постройки и сад находились за ним, или когда дом располагался в глубине двора, усадьба была ограждена решеткой с воротами.
В отличие от петербургского классицизма, классицизм в Москве больше связан с традициями древнерусского зодчества.
С 1762 г. главным архитектором Москвы был К. Бланк (1728-1793), в 1787 г. его сменил И. Еготов. Основоположником московской архитектурной школы считается князь Д. Ухтомский (1719-1774). В 1749 г. он основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие М. Казаков (1738-1812) и А. Кокоринов (1726-1772).
Питомцев школы не посылали за границу, а обучали по образцам, например, по гравюрам Ж. Ф. Блонделя Старшего. Лучшие постройки московского классицизма связаны с именем М. Казакова. Для его работ характерны центрические композиции в виде ротонды с куполом. Например, здание Сената в Кремле (1776-1788), здание Московского университета (1786-1793).
Здание Сената в Кремле (1776-1788гг.) арх. М. Казаков.
Храмы М. Казаков возводил в виде ротонд с колокольнями. Многие современники обращали внимание на эклектичность его композиций. При этом никто не умолял его умения создавать гармоничные композиции.
Храм на Никитской. Церковь Вознесения (Большого) у Никитских ворот в Москве. 1798-1812, 1827-1848. Архитекторы: Казаков М.Ф., Шестаков Ф.М., Бове О.И. Заказчик: князь Г.А.Потемкин.
Примером классицизма в архитектуре Москвы является дом И. Юшкова (Мясницкая улица. 1780-е гг.) авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову, дом П. Пашкова (1784-1786гг), также созданного Баженовым.
Дом Юшкова. (Мясницкая улица. 1780-е гг.). авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову.
В стиле московский классицизм построены и многие загородные усадьбы: Юсуповых (Архангельское), Шереметьевы (Останкино, Кусково), Демидовых (Петровское-Алабино). Фото: Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.
В 1784 году по приказу Николай Алексеевич Голицына – предыдущего владельца усадьбы - началось строительство Большого дворца по проекту французского архитектора Ж. Гюрне (Jacob Guerne), а в 1790-х годах итальянский ландшафтный архитектор Д. Тромбаро(Giacomo Trombaro) устроил перед дворцом великолепный террасный парк из двух частей с мраморными балюстрадами.
Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.
Загородные усадьбы, по свидетельству историков, нередко выглядели эклектично: например, деревянный сруб соединяли с колоннами из бревна, обшитого фанерой и холстом и покрытого слоем штукатурки.. В результате московский классицизм так слился с российской природой, что стал неотъемлемой ее частью.
Пример отреставрированной загородной усадьбы в стиле московский классицизм.
Такая композиция могла быть дополнена мезонином, фронтоном и даже гипсовыми львами у центрального входа. Подобные сочетания не казались обывателю дурным тоном, напротив, все считали подражание классике хорошим вкусом. О домах в этом стиле неоднократно упоминали в своих произведениях великие российские писатели.
Классицизм в Москве историки признавали менее строгим и рациональным, чем в Петербурге, зато в нем просматривались национальные черты, большая терпимость к дополнениям. Вот как описывает московскую городскую усадьбу М. Загоскин: «Деревянный дом... построен на двенадцати саженях, с большим мезонином, на фронтоне которого … вытиснутый на латуни герб... Весь дом окрашен в бледно-палевый цвет, исключая … орнаменты, которые покрыты белою краской. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах, с порядочным прудом и красивой беседкой».
Дом с мезонином стал считаться непременным атрибутом любого москвича среднего сословия. Была регламентирована окраска: светло-серый, охра, палевые тона, каменные дома предлагалось белить. В темные тона красить запрещалось.
После пожара в Москве 2-6 сентября 1812 г. выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. Бове, В. Стасов, Д. Жилярди, В. Гесте, А. Григорьев. Комиссию возглавил О. Бове (1784-1834гг.). Он разработал планировку центральных площадей Москвы. Архитектор О. Бове является автором проекта здания Большого театра (1821-1824гг.), Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы (1826-1834гг.).
Здание Большого театра. Арх. О. Бове. 1821-1824 гг.
Д. Жилярди (1785-1845гг.) - автор строений в Кузьминках под Москвой. Прославились своими работами братья Григорьевы (А.Григорьев (1782-1868гг.) и Д. Григорьев (1789-1856гг.)), Е. Тюрин (1792-1870гг.).
Несмотря на то, что после победы над Наполеоном, в оформлении московских домов появились элементы ампира: венки, факелы, грифоны, стрелы и т.д., пропорции зданий, характер построения усадьбы в стиле московский классицизм оставался прежним еще многие годы.
автор: Марина Калабухова