Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намIDID 775%20304%20%D0%96X
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзине

Неоклассицизм в России

Поскольку неоклассицизм в России и в странах Европы определяется разными историческими периодами, то российский стиль следует рассматривать как отдельное явление.

Особняк городского головы Д.В. Сироткина. Проект братьев Весниных. Начало 20 в. Здание отреставрировано в 2009 г.

Неоклассицизм в России традиционно делят на три периода. Первый период длился с 1910-1920 гг., второй охватил 1930-е гг., третий период неоклассицизма начался в 50-х гг. прошлого века. При неоклассицизме России начала 20 в. создавали особняки и резиденции. В свой первый период новый классицизм был призван повысить престиж императора и укрепить идею государственности и самодержавия. Зодчество в этот период повторяет национальные образы в сочетании с античными мотивами. Новый классицизм виделся представителям искусства как выход из назревающего государственного кризиса. От образа эпохального стиля, свойственного классицизму, при неоклассицизме остались лишь ордерные элементы во внешнем оформлении зданий, которые строились в соответствии с личными пристрастиями заказчика. Однако смешивание разных стилевых направлений не допускалось. Видную роль в становлении неоклассицизма в России играли И. В. Жолтовский (Иван Владиславович Жолтовский. 1867 — 1959 гг.), И. А. Фомин (Иван Александрович Фомин. 1872—1936 гг.), В. А. Щуко (Владимир Алексеевич Щуко. 1878—1939 гг.), М. М. Перетяткович (Марьян Марьянович Перетяткович.1872-1916гг.), Ф. И. Лидваль (Архитектор. Федор Иванович Лидваль. 1870 – 1945гг.), С. М. Ляшевич (Сергей Сергеевич Ляшевич), Г. И. Котов (Григорий Иванович Котов. 1859–1942 гг.), Л. А. Ильин (Лев Александрович Ильин. 1880—1942гг.), А. И. Таманян (Александр Иванович Таманян - 1898 - 1904 гг.), Л. Н. Бенуа (Леонтий Николаевич Бенуа. 1856–1928 гг.) Первым произведением в этом стиле был дом Скакового общества в Москве работы архитектора И. В. Жолтовского (Иван Владиславович Жолтовский. 1867 — 1959гг.), в архитектуре которого заметно влияние итальянского Возрождения.

Дом Скакового общества в Москве. Архитектор И. В. Жолтовский 1903 г.

Те же веяния заметны в доме Тарасова на Спиридоновке в Москве работы И. В. Жолтовского. Фасад дома замкнутый, не имеет парадного въезда, его заменяют колоннады, несущие своды, напоминая дворцы эпохи Ренессанса. Известны работы братьев Весниных, особенно дом Сироткина (1913-1916 гг.) и дом Тутаева-Курочкина под Кинешмой (1916 г.) В стиле неоклассицизм построен Торгово-Промышленный банк в Санкт-Петербурге (архитектор М. М. Перетяткович), напоминающий палладианский особняк.

Торгово-Промышленный банк в Санкт-Петербурге. Архитектор М. М. Перетяткович. 1912-1914 гг.

Неоклассицизм нес задачу утверждения целостности городских ансамблей, подъема градостроительных идей. В этом стиле архитекторами И. А. Фоминым, Ф. И. Лидвалем был создан проект района «Новый Петербург» на острове Голодай, проекты (архитекторы И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов) городского ансамбля на Тучковом буяне. Однако, реализованы эти планы не были из-за начавшейся Первой мировой войны. Течение неоклассицизма в архитектуре оказали влияние на развитие советского зодчества конца 30-х - начала 50-х гг. Сталинский неоклассицизм 30-50–х гг., появился на фоне конструктивизма в архитектуре и создавался теми же архитекторами, которые работали над стилем в начале века, то есть в 30-50-е гг. стиль неоклассицизм восстанавливал свои позиции после нескольких лет конструктивизма. Советская власть использовала неоклассицизм как исторический, национальный стиль, поскольку считалось, что он ориентирован на вечность, выраженную в архитектуре, демонстрировала реализацию социальных утопий. Кроме того, неоклассицизм не был порождением царского режима, поскольку являлся общеевропейским стилем и ассоциировался с Французской революцией и прогрессом. Сталинский неоклассицизм в архитектуре пришелся на время, когда пропагандировались традиционные ценности, и была широко развита пропаганда советского образа жизни и революционных идей. Классика Древнего Рима с ее имперским размахом как нельзя лучше соответствовала амбициям советского руководства. Некоторые историки указывают на то, что неоклассицизм в России принял национальный характер и стал узнаваемым среди подобных европейских направлений. Каждый архитектор нового классицизма 1930-50-х гг. демонстрировал свой подход к стилю. И.А. Фомин работал на основе московского, русского классицизма начала 19 в., И.А. Жолтовский строил в ренессансном стиле, архитектор В.А. Щуко придерживался палладианского направления, А. Щусев, ранее приветствовавший неорусский модерн, творил в эклектической манере.

Центральный театр Красной Армии. Мастерская И.А. Жолтовского. Архитекторы В.Н. Симбирцев и К. Алабян. 1934-1940 гг. (фото - Сергей Дороховский)

К архитектурным принципам сталинского неоклассицизма относится, прежде всего, ордерная система с использованием форм пяти ордеров (дорического, ионического, коринфского, композитного и тосканского), которая была систематизирована еще А. Палладио в 16 в. Другой принцип: симметрия, геометричность, лаконичность форм и линий, выраженная статичность здания, визуальная завершенность, которая не предполагала дальнейших изменений. Сталинский неоклассицизм 1930-1950-х гг. подходил к выбору эпох для подражания с жестко идеологических позиций: властями отбиралось то, что считали прогрессивным: классическая Греция, имперский Древний Рим, неоклассицизм французской революции. В послевоенный период революционный и военный пафос поддерживался сочетанием с российским ампиром, который отразился в стиле московских высоток, Московского проспекта в Петербурге. В советское время, ориентированное на «новую культуру», проводились конкурсы на создание сооружений в стиле нового классицизма, результатом которых стали, например, Дворец Советов (1931-1933 гг.); Дворец культуры в Казани (1934-1935 гг.), здания Наркомтяжа, Ленинского института и многие другие сооружения. Некоторые проекты так и не были реализованы. Например, здание Наркомата Тяжелой Промышленности в Зарядье. К 1953 г. был построен стилобат с подземными уровнями и бункером, а металлический каркас был возведен на высоту 8-го этажа из 32-х. При Хрущеве стройка была заморожена, затем совсем прекращена. Часть металлических конструкций использовалась при строительстве стадиона в Лужниках, а на стилобате Наркомтяжа была построена гостиница «Россия».

Гравюра. Здание Наркомата Тяжелой Промышленности в Зарядье. Проект архитектора И. Ловейко (Иосиф Игнатьевич Ловейко. 1906-1996 гг.)

Сталинский неоклассицизм стал частью российской культуры 30-50-х годов, дополнением традиций русской классики, сформировавшейся за все время существования классицизма в России.

Автор текста: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела