Готика в архитектуре Франции и Англии
Готический собор в Руане отражает теологическую концепцию католической церкви того периода: устремление ввысь.
Основная идея готики в архитектуре - выразить не прочность, фундаментальность, устойчивость здания, как в романском стиле, а христианскую идею устремления вверх, к Высшим Силам и Божественному свету. Зародившись во Франции, готика быстро распространила свое влияние на страны Европы, где властвовал католицизм.
Франция
Готическая архитектура появилась в Северной Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готическая архитектура основана на новой (относительно романской) конструктивной основе – каркасе из столбов (в зрелой готике вместо столбов – пучок колонн) и стрельчатых арок. В результате использования каркасной системы, стены перестали нести нагрузки от сводов кровли, благодаря этому они стали тоньше, в них стали устраивать огромные окна. Благодаря ослаблению давления свода на стены, у зодчих появилась возможность создать ощущение легкости и воздушности зданий. Фасады украсили стрельчатые арки, большое количество скульптурных композиций с сюжетами на религиозные, бытовые и сатирические темы, рельефных орнаментов. Украшали сооружения разноцветные витражи. Впервые готическая каркасная система, определившая общий вид величественных сооружений, появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144гг.) Яркие примеры начального этапа готики: соборы в Шартре, Лане, Париже.
Собор в Лане – пример ранней готики в архитектуре Франции
К середине 13 века готика приобретает новые черты, ее называют «высокой», «зрелой». В это время соборы в готическом стиле возводились в Германии (Кёльн), Нидерландах (Утрехт), Испании (Бургос), Великобритании (Вестминстерское аббатство), Швеции (Упсала), Чехии (собор святого Вита). Благодаря крестоносцам готика попала на острова Греции, Родос, Кипр, Сирию.
Зрелая готика в архитектуре. Часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.)
В конце 13 — начале 14 вв. готика в архитектуре Франции претерпела некоторые изменения: появилось больше декора, у статуй, украшающих фасады, появились характерные черты: S-образный изгиб, куртуазность в позах.
С 14 века во Франции в готическом стиле строили городские и монастырские церкви, капеллы. Поздняя готика названа «пламенеющей» из-за характерного узора оконных проемов, напоминающих языки пламени, как, например, в церкви Сен-Маклу в Руане. В это время на главных площадях городов возводили ратуши с элементами готической архитектуры и большим количеством декора, например, ратуша в Сен-Кантене (1351—1509гг). Замки стали выглядеть как величественные дворцы (комплекс папского дворца в Авиньоне).
Церковь Сен-Маклу в Руане (Св. Маклоу - Church of Saint-Maclou) (1434—1470гг.), Архитектор Пьер Робен.
Англия
В Великобритании развитие готики в архитектуре было замедленным из-за внутренних раздоров, войн, церковных конфликтов. Расцвет английского готического искусства начинается в 14 веке и продолжается до начала 16 века: Английская готическая архитектура развивалась под влиянием завоеваний нормандских и анжуйских территорий. Влияние нормандского зодчества сказалось на четких приемах построения зданий: до конца 16 века используются нормандские оконные переплеты заостренной формы с розетками или в виде решетки. Английские архитекторы сохраняли нормандский вариант толстых стен. Такие стены пронизывали галереями и коридорами. Строили каменные своды с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Английская готика в архитектуре проигрывала в высоте, но при этом отличалась протяженностью (старый собор Святого Павла в Лондоне имел длину 179 метров). К готическим сооружениям Англии относятся: церкви в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке. Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, соборы в Эксетере и Глостере.
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Вестминстерское аббатство) — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. 1245- 1740 гг. (Архитектор Хр. Врин закончил строительство церковных башен). Длина - 156 м; высота храма – 31 м., высота башен- 69 м.
В английской готической архитектуре различаются три основных направления.
Ранняя английская готика
Ранняя английская готика (1170-1300 гг.). Ланцетовидный стиль (Lanceolate style). Для этого периода зодчеству свойственно устремление вверх, как символ стремления к небесам. Характерный элемент стиля - расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. В архитектуре господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Окна вытянуты в высоту, узкие, появляется сдвоенное окно - бифория. Скульптурный декор становится более выпуклым.
Главный неф собора в Линкольне (12 в. - 1311 г.) выполнен в ланцетовидном стиле
«Украшенный стиль» (1272-1349 гг.)
В этот период сформировались характерные черты английских кафедральных соборов, с центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, обрамляющими по норманнской традиции фасад. Вместо большой розы западного фасада (как во французской готике) - прямоугольное окно. Арки делали ланцетовидными. Примером стилевого направления является собор Солсбери (1220-1284 гг.), построенный под руководством епископа Ричарда Пура. Башня над средокрестием создана в 1313–1320 гг.(высота - 123 м.) Она является самой высокой средневековой башней в Англии. Храм имеет длину 140 м.
Собор Солсбери (1220-1266 гг.), архитектор Элиаш Дерхем.
«Перпендикулярный стиль» поздней английской готики (1350-1539 гг.) – это направление готики стало самостоятельным английским стилем. Впервые стиль проявился в готической архитектуре церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века. Основным мотивом декора перпендикулярного стиля является вытянутый, узкий прямоугольник, увенчанный аркой с остроконечным навершием. Такие прямоугольники покрывают все поверхности, образуя геометрически правильную решетку. Перпендикулярная готика в архитектуре Англии позволила увеличить окна, практически полностью заменив ими стены. Воплощение перпендикулярного стиля – Часовня королевского колледжа, основанного в Кембридже при Генрихом VI в 1441 году. Строительство велось до 1515 года.
Часовня королевского колледжа (1441 – 1515 гг.) Ведущий мастер: Джон Уайстел.
автор текста: Марина Калабухова