Фасады Петербурга
Фасады Петербурга на Дворцовой набережной. Акварель К. П. Беггрова. 1820-е гг.
Стили европейской архитектуры в России начали внедряться еще при Петре Первом. В 18 веке (1703-1740 гг.) на несколько десятилетий в моду вошло "петровское" барокко. Влияние на формирование фасадов Петербурга в то время оказывала немецкая и голландская архитектура, поэтому петровское барокко не имело такую же пышность, как в Италии и Франции. Здания имеют простые прямоугольные формы. Лепнина Петербурга того периода выделяется на цветных фасадах своей белизной или позолотой.
Кикины палаты — памятник архитектуры петровского барокко. Кирпичные фасады украшает белая лепнина. 1714-1720 гг. автор неизвестен.
Декор Петербурга в эпоху елизаветинского барокко (1740-1760 гг.) рельефно выступал на фасадах и внутренних стенах. Лепнина и ордерные вставки белого цвета выделялись на стенах насыщенных оттенков красного, зеленого, голубого. Образцы елизаветинского барокко: Аничков дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Николо-Богоявленский морской собор, дом И. И. Шувалова на Итальянской улице, здания Александро-Невской лавры.
Дворец Шувалова на Итальянской улице в Санкт-Петербурге выполнен в стиле елизаветинского барокко. 1749-1756 гг. архитектор С. И. Чевакинский.
Фасады Петербурга в стиле классицизм в архитектуре Петербурга создавались в 1760-1780 гг. Это была эпоха просвещённого абсолютизма времен правления Екатерины Великой. Здания украшали классические античные ордера, скульптурные композиции. Примером классицизма может служить корпус Александровского женского института Ю. М. Фельтена. Декор Санкт Петербурга того времени строг, сдержан. Известным архитектором был Антонио Ринальди, его сооружения преимущественно находятся в Ораниенбауме, Гатчине, Царском Селе, а в Санкт-Петербурге архитектор возвел Мраморный дворец, облицованный натуральным камнем, а также Тучков буян.
Мраморный дворец архитектора Антонио Ринальди. 1785 г.
Декор Санкт Петербурга в период 1780-х гг. и до конца 18 века выполнялся в стиле строгий классицизм. Фасады зданий в этом стиле строились в соответствии с ордерной системой, описанной Витрувием, а затем Палладио, которая предусматривала использование колоннад, портиков, аркад. Однако, архитектурные элементы и лепнина Петербурга этого периода были более демократичными по отношению к палладианству и античности, претерпели типизацию, что упростило строительство зданий. Строгий классицизм в архитектуре жилых зданий позволил представителям буржуазии приблизиться к аристократии: городские усадьбы в этом стиле могли строить как представители дворянства, так и мещане, купцы. Отличались сооружения в основном размерами и количеством декора. Примером строгого классицизма служит Таврический дворец с парной колоннадой ионического ордера. Фасады Санкт-Петербурга в стиле павловский классицизм (1796-1801гг.) создавались с готическими элементами. Образцом направления может служить Чесменский дворец (1774—1777 гг., архитектор Ю. М. Фельтен (Georg Friedrich Veldten; 1730—1801гг.)) Дворец украшают зубчатые парапеты, стрельчатые окна. Лепнина на стенах практически отсутствует.
Чесменский дворец. 1774—1777 гг., архитектор Ю. М. Фельтен (Georg Friedrich Veldten; 1730—1801 гг.)
В 1800 г В. Бренн по проекту В. И. Баженова строит строгий Инженерный замок, украшенный лепниной в классическом стиле.
Инженерный замок. Проект В.И. Баженова. Архитектор В. Бренн. 1800 г.
Архитектура фасадов Петербурга периода александровского классицизма (период 1800—1830 гг.) основана на героике Древней Греции и демонстрируют влияние западно-европейского зодчества. Это направление характеризуется архаичными мотивами: в декоре присутствуют дорический и тосканский ордер, массивные колонны египетского типа, сфинксы. Декор Санкт Петербурга того времени демонстрирует монументальность, торжественность и величие.
Сфинкс на берегу Невы с лицом, являющимся портретом Аменхотепа III, на Университетской набережной в Петербурге.
Архитектура Петербурга 19 века после 1812 г. формировалась на фоне победы в Отечественной войне. Основное внимание мастера уделяли античности, греческому и римскому направлению в классике, а также ампиру. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814 гг.) в Петергофе создал проект галерей у фонтана «Самсон», реконструировал фонтаны Большого грота, спроектировал фонтаны для Пулковской дороги, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главная работа Воронихина – Казанский собор (1801–1811) с полуциркульной колоннадой северного фасада, который стал градостроительным узлом. В стиле классицизм строятся общественные и учебные заведения, казармы, реже - храмы и соборы. Строгий вид имеет Горный кадетский корпус (1806-1811 гг. теперь - Горный институт, автор Воронихин) с дорическим портиком и 12 дорическими колоннами, украшенный скульптурными тематическими композициями.
Горный кадетский корпус. Архитектор Воронихин. 1806-1811 гг.
Усиливает классический акцент архитектуры Петербурга 19 века Биржа (1805–1810 гг.) в виде греческого храма, периптера на цоколе с дорическим антаблементом, практически без декора, но с аллегорическими скульптурами, ростральными колоннами-маяками (архитектор - швейцарец Тома де Томон). Еще одно типичное для архитектуры Петербурга 19 века здание -Адмиралтейство (1806–1823 гг.) построено А.Д. Захаровым (1761-1811 гг.) Адмиралтейство растянулось на 406 м, и его фасад равномерно декорирован портиками, по углам аттика - скульптуры, ниже расположен фриз с рельефным изображением «Заведение флота в России» И. Теребенева. Присутствуют в декоре Адмиралтейства в Санкт-Петербурге символические фигуры, означающие славу России. Декор в фасаде Адмиралтейства сочетает высокий и низкий рельеф, скульптуры рядом с гладкими участками стены. Манера декора Санкт-Петербурга, воплощенного в здании Адмиралтейства, затем использовалась в других сооружениях классицизма.
Адмиралтейство. Архитектор А.Д. Захаров (1761-1811 гг.)
В более поздней архитектуре Санкт-Петербурга 19 века - николаевском классицизме - появились новые черты: например, в зданиях Сената и Синода (1829-1834 гг. архитектор Росси) используется большее количество декора и лепнины.
Здание Сената и Синода на площади Декабристов. 1829-1834 гг. Архитектор Росси.
В 1858 гг. архитектуру Санкт-Петербурга 19 века обогатил кафедральный Исаакиевский собор по проекту О. Монферрана (1819-1858 гг.), составленный из простых форм, что придало храму дополнительную мощь и создавало ощущение незыблемости. Скульптурный декор собора очень богат. Искусствоведы считают, что после строительства Исаакиевского собора золотой век архитектуры Санкт-Петербурга 19 века начал клониться к закату.
Исаакиевский собор. Архитектор О. Монферран (1819-1858 гг.)
Началась новая эпоха, получившая название "эклектика". В этом стиле развивалось неорусское направление, и его основоположником считался К.А. Тон (пятикупольный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка и Церковь во имя священномученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка). Образцом направления считается Воскресенский Собор Воскресенского Новодевичего женского монастыря, достроенного уже в начале 20 века.
Воскресенский Собор Воскресенского Новодевичего женского монастыря в эклектическом стиле. Проект архитектора В. А. Косякова.
Неорусское направление архитектуры Санкт-Петербурга 19 века храм Воскресения Христова ((Спаса-на крови) 1883—1907 гг. архитектор А. А. Парланд). В облицовке стен храма использован гранит, мрамор, глазурованный кирпич, во внутренней отделке — итальянский мрамор, российская яшма, порфир, мрамор, позолоченная медь. Этот стиль отразился и в жилых домах: например, доходные дома Н. Н. Зайцевой и З. М. и А. А. Зайцевых архитекторов И. С. Богомолова и Н. Ф. Беккера, в которых фасады украшают рельефные орнаменты, эркеры, бордюры, балконы. Неорусское направление сделало архитектуру Санкт-Петербурга 19 века более самобытной и национальной.
Храм Воскресения Христова (Спаса-на крови)1883—1907 гг. архитектор А. А. Парланд.
Разнообразие фасадов Санкт-Петербурга и их красота сделали этот город очень привлекательным для туристов и гостей северной столицы, ставшей настоящим музеем архитектурных стилей.
Автор текста: Макс Костин