Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намIDID 600%20574%20%D0%96X
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзине

Дворцовая архитектура

Дворцовая архитектура Венеции. Дворец Дожей Palazzo Ducale (начало  строительства 9 в., окончание 13-14 вв. Одним из архитекторов был  Филиппо Календарио). Дворец является памятником архитектуры итальянского  Ренессанса, в нем сочетаются элементы романского стиля, готики и  восточные мотивы

Дворцовая архитектура Венеции. Дворец Дожей Palazzo Ducale (начало строительства 9 в., окончание 13-14 вв. Одним из архитекторов был Филиппо Календарио). Дворец является памятником архитектуры итальянского Ренессанса, в нем сочетаются элементы романского стиля, готики и восточные мотивы

Самые первые здания, построенные людьми, предназначались для большой семьи, возглавляемой вождем. Такие родовые дома стали прообразом будущих дворцов. Примером могут служить Критские «дворцы», «дворцы» Одиссея и Приама, родовые жилища Триполья (в те времена дворцовая архитектура еще не имела имени собственного, название «дворец» в отношении древних построек стали применять гораздо позднее историки и археологи). Возникновение сложной иерархической социальной лестницы привело к обособлению правителей, которые отделились от рода (племени, семьи) и поселились во дворцах. Поскольку власть вождей и царей во времена античности имела сакральный характер, архитектура дворцов и святилищ (храмов) в те времена была практически одинаковой. Дворцовая архитектура древности отражала идею объединения дома бога и его представителя на земле. Иногда жилище властителя располагалось внутри святилища и занимало его часть (Рамессеум в Фивах; комплекс Мединет-Абу). Дворец мог находиться около храма (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Существовали и дворцовые сооружения, которые сами являлись храмом (дворец Зимрилима в Мари, дворцы в Тель-Амарне, в Тель-Халафе).

План города Дур-Шаррукин на севере современного Ирака. Дворец  Саргона II (705- 722 г до н.э.) был связан с зиккуратом —  многоступенчатым культовым сооружением. Площадь основания дворца  занимает 100 тысяч кв.м. Комплекс включает 200 залов и комнат. Строение  не имело окон, освещалось через двери или через отверстия в своде.

План города Дур-Шаррукин на севере современного Ирака. Дворец Саргона II (705- 722 г до н.э.) был связан с зиккуратом — многоступенчатым культовым сооружением. Площадь основания дворца занимает 100 тысяч кв.м. Комплекс включает 200 залов и комнат. Строение не имело окон, освещалось через двери или через отверстия в своде.

Архитектура дворцов Египта периода Нового царства ( приблизительно1552—1069 гг. до н. э.) включала перистильные дворы (прямоугольный двор, окруженный крытой колоннадой с 4-х сторон), гипостильные залы (залы, напоминающие пещеры из-за скученного расположения массивных колонн, примером могут служить храмы в Дейр-эль-Бахри, в Абу-Симбеле). Зоны дворца разделялись пилонами – сооружениями в форме усеченной пирамиды.

Храм в Дейр-эль-Бахри с гипостильным залом

Храм в Дейр-эль-Бахри с гипостильным залом

Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик -Nero Claudius Drusus Germanicus), (37-68 гг.) – последний из династии Юлиев-Клавдиев римский император с 54 г. Имел славу тирана и деспота.

Дворец периода Римской империи нес двойную функцию – он был не только местом, где жил монарх, но и служил в качестве здания городской администрации. Для римских дворцов была характерна публичность, широкая доступность для общественности. Известным исключением был «Золотой дом» в центре Рима, построенный императором Нероном. Дворцовая архитектура римского периода включала несколько функциональных зон: жилую зону с небольшими помещениями, хозяйственную - с кладовыми, кухней, складами и хранилищами, административную - с библиотеками, учебными классами, архивами и зону представительную с зальными помещениями с роскошной отделкой, а также место для собраний: площадь, цирк.

 

Остатки дворца Флавиев на Палатине.

Остатки дворца Флавиев на Палатине.

В Византии дворцовые сооружения напоминали римские: например, в Константинополе в комплекс входил Большой дворец, площадь, форум, собор Святой Софии. Во многом повторяла эту схему архитектура дворцовых комплексов, которые нашли археологи на территории нынешних Абхазии, Армении, Болгарии. Постепенно дворцы стали символом централизации власти одного человека, который был способен руководить народом и выполнять административные функции. В разных цивилизациях того периода дворцовые сооружения представлялись как неотъемлемая часть монарха, его оболочка, «плоть». Восприятие дворцовой архитектуры как «плоти» монарха в древнем обществе объясняет то, что каждый новый царь строил собственный дворец. В публичной части дворцовых комплексов располагались мастерские, тут же жила прислуга, ремесленники, находились склады. Семья правителя проживала в покоях богато декорированного сектора, для приемов использовался тронный зал. Дворцы со временем часто достраивались и «обрастали» дополнительными помещениями. В странах Востока дворцовые сооружения в тот период выполняли ту же функцию, что и на Западе, но архитектура дворцов основывалась на законах символизма. Например, в Древней Индии жилища возводились по схеме мандала (сложносоставной символ, означающий существо Пуруша, из тела которого, согласно индуистской религии, была создана Вселенная). Во дворцах, построенных по этому принципу, были участки, в которых нельзя было устанавливать столбы и колонны.

Сакральный символ мандала

Сакральный символ мандала

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Пуруша в схеме устройства жилища

Архитектура дворцов Европы Средневековья создавалась на ином принципе. В культуре западноевропейских стран на роль правителя претендовал понтифик, он мог назначать и свергать монархов. Длительность королевской власти зависела от священнослужителей, государства тоже были недолговечными. Вплоть до 17-18 вв. все королевские ритуалы были связаны с церковью, а не с местом жилища короля. Символом власти были не королевские дворцы, а соборы, монастыри, аббатства. Например, в империи Карла Великого существовали монастыри, где король останавливался во время путешествий. В таких монастырях существовали специальные процедуры приема императорских особ, здесь создавались помещения, где осуществляли торжественный прием. Например, Сен-Галленский монастырь имел комплекс построек для императора: здание с большой трапезной, пекарней, пивоварней, спальнями и пристройкой конюшни. До наших дней сохранились ворота аббатства в Лорше с просторным надвратным залом для торжественных въездов короля.

Императорское аббатство в Лорше

Императорское аббатство в Лорше

Несколько веков дворцы Европы играли второстепенную роль по отношению к культовым и религиозным сооружениям. Однако, к концу Средневековья, с наступлением эпохи Возрождения статус королевской власти укрепляется. Дворцовая архитектура и убранство приобрели храмовые формы, храмовая роспись появилась в королевских покоях. Такой подход было связан с ветхозаветным преданием об иудейском царе Соломоне, построившем свой дворец похожим на священный храм. Во времена Ренессанса растет королевский двор, поскольку во дворце правителя селились его подданные, тут же воспитывались и их дети. Во дворцах проходили судебные заседания, собирались городские советы. Как писал немецкий социолог Н. Элиас (Norbert Elias. 1897 – 1990 гг.), при короле Франциске I (François Ier; 1494 —1547 гг. Король Франции с 1515 -1547 гг.), во Франции конца 15 - начала 16 вв. не было зданий, в которых могли бы разместиться все приближенные и слуги короля.

Королевский двор состоял из подданных, придворных, военных, охраны.

Поэтому в Европе развернулось строительство дворцовых сооружений для монархов: Фонтенбло Франциска I, Хэмптон-Корт Генриха VIII, Лувр Генриха IV, Версаль Людовиков XIV, XV, XVI, дворцы Карла XII в Стокгольме и Рудольфа II в Пражском Граде. Архитектура дворцов отражала абсолютизм монархии, а размеры позволяли вместить весь королевский двор.

 

Хэмптон Корт (Hampton Court) — загородная резиденция английских  королей. Лондонское предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в  1514 г. кардиналом Уолси. Затем он подарил сооружение королю Генриху  VIII. С 1525 г. строительством руководил король, он и привнёс в  архитектуру элементы средневекового зодчества

Хэмптон Корт (Hampton Court) — загородная резиденция английских королей. Лондонское предместье Ричмонд-на-Темзе. Дворец был заложен в 1514 г. кардиналом Уолси. Затем он подарил сооружение королю Генриху VIII. С 1525 г. строительством руководил король, он и привнёс в архитектуру элементы средневекового зодчества

Одним из наиболее известных дворцовых комплексов стал Версальский дворец (Parc et château de Versailles), который начал стоиться при короле Людовике XIV в 1661 г. Дворцовая архитектура этого ансамбля, самого крупного в Европе, стала настоящим произведением искусства, образцом для подражания.

Версальский дворец (Parc et château de Versailles)

Версальский дворец (Parc et château de Versailles)

Налоговый откупщик – частное лицо, которому государство передавало право сбора налогов за определенный процент со сборов. Откупщики нередко становились очень богатыми людьми.

В 17 веке во Франции аристократические жилища получили названия, которые указывали на сословную принадлежность хозяев. Название «палас» (palais) относилось только к зданию, где живет король, принц или высшие духовные лица. «Гранд палас» (grand palais) –королевский дворец. Дома придворной аристократии называли «гранд отель» или «отель» (grand hotel, hotel), в зависимости от социального положения хозяев, в 18 веке «отелями» стали называть дома налоговых откупщиков. Архитектура дворцов, начиная с эпохи Возрождения и до середины 19 века, создавалась на основе ордеров, в соответствии с законами перспективы, пропорциональности и симметрии. Декор дворца предполагал определенную сюжетную композицию, которая демонстрировала отношение к истории, религии, искусству, этическим нормам и эстетике. Во дворцах Европы со временем упразднили хозяйственную зону, оставив только одну – презентационную. Архитектор Возрождения Виньола (Vignola. настоящая фамилия - Бароцци – Barozzi.1507-1573 гг.), писал о том, что необходимо таким образом строить дворцовый комплекс, чтобы не было видно бытовых помещений. Искусствоведы и историки говорят о том, что дворцы в те времена проектировали без учета существующего ландшафта. Перед началом строительства создавали пустое пространство: деревни сносили, леса вырубали, городские постройки разрушали. Архитектура дворцов, построенных, начиная с эпохи Ренессанса, стала настоящим произведением искусства: Букингемский дворец в Лондоне (Buckingham Palace 1703 -1853 гг.); Карлтон-Хауз в Лондонском Уэст-энде (Carlton House); новый Хофбург Габсбургов в Вене (Hofburg. середина 19-начало 20 вв), Королевский дворец в Праге (Starý Královský palác), Зимний дворец в Петербурге (нынешнее здание дворца построено 1754-1762 гг.), Старый дворец в Афинах (1834—1838 гг), дворец Абдин в Каире (Abdeen Palace. 1863-1874 гг.) и многие другие.

Новый Хофбург (Hofburg) – дворец королевской династии Габсбургов в  Вене. В середине 19 века император Франц Иосиф начал строительство новой  резиденции в стиле нео-ампир. Строительные работы продолжались до 1912  г.

Новый Хофбург (Hofburg) – дворец королевской династии Габсбургов в Вене. В середине 19 века император Франц Иосиф начал строительство новой резиденции в стиле нео-ампир. Строительные работы продолжались до 1912 г.

Дворцовая архитектура периода абсолютной монархии легла в основу дворцов индустриального общества. В 19 веке дворцы уже встраивают в существующую городскую и сельскую застройку. Новые загородные дома монархов становятся менее амбициозными. Загородная дворцовая архитектура того периода разнообразна: некоторые здания обладают подчеркнуто «народным» характером, как, например, бревенчатый загородный дом короля Норвегии Хакона VII (Haakon VII) в окрестностях нынешнего Осло (Христиании), загородные виллы Александра III в Финляндии (1889 г. Лангинкоски).

Царская «изба» в Лангинкоски. Финская почтовая открытка.

Царская «изба» в Лангинкоски. Финская почтовая открытка.

Другие постройки выглядят уютными и «домашними»: Шарлоттенхоф в Потсдаме (Schloss Charlottenhof. Реконструкция 1826-1829 гг.), неоготический коттедж Николая I в Петергофе (1826-1829 гг. Создан на месте развалин усадьбы Меньшикова «Монкураж»), неоклассический дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Дворец Итамаранди (1856 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Романтична архитектура дворцов Александра III в Верхней Массандре, Людвига II Баварского Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein, «Новый лебединый камень». Около г. Фюссен), Линдерхоф (Schloss Linderhof. 1869 -1886 гг. около г. Обераммергау), Херенкимзее (Schloss Herrenchiemsee. 1878-1881 гг.), загородная резиденция Наполеона III - замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds. 1857- 1885гг.), замок великого герцога Фридриха Франца Мекленбургского (Zuarin.1845 -1857 гг.) в Шверине.

Дворец Нойшванштайн Людвига II Баварского (Neuschwanstein. 1869-1884 гг.)

Дворец Нойшванштайн Людвига II Баварского (Neuschwanstein. 1869-1884 гг.)

Городская дворцовая архитектура 19 века оставалась образцом статусного строительства, демонстрируя высокое социальное положение хозяев. В конце 19 столетия с дворцами правителей начинают соперничать частные особняки представителей буржуазии. Возведение сооружений дворцового типа основывалось уже не на сословном праве, а на желании публичной демонстрации своего благосостояния. В США в конце 19 - начале 20 веков началось активное строительство дворцов для миллионеров. Промышленное производство позволило тиражировать художественные и архитектурные формы, что нередко приводило к переизбытку декора и показывало отсутствие вкуса владельцев дома. Появились так называемые «дешевые» или «ложные дворцы», созданные в эклектическом ренессансно-барочном стиле. Множество такого рода псевдо-дворцов появилось в Швейцарии, в которой в 19 веке начался настоящий курортный бум, и здания служили гостиницами для приема туристов. Дворцы также строились как представительные резиденции органов демократической государственной власти. Такого рода опыт появился еще в годы Французской революции – в этот период (1790–1797 гг.) было создано несколько проектов дворца Ассамблеи. Национальная Ассамблея сначала разместилась во дворце Тюильри. После пожара в Тюильри Ассамблея заняла Бурбонский дворец. В демократических европейских странах появились дворцы, где размещались парламенты, суды. Вид правительственных дворцов говорил о государственной власти и влиянии страны в мире. Для отражения идеологии и философии общества большое значение имел выбор стилистического прототипа дворцовой архитектуры. К примеру, Весминстерский дворец с его неоготическими формами стал символом английского парламентаризма. Неоготическая дворцовая архитектура государственных зданий напоминала о метрополиях (парламентский комплекс в Оттаве). Идея демократии подчеркивалась дворцами в неогреческом стиле: Дворец Правосудия в Лионе (1824г.), Дворец Юстиции в Генте (Gent 1836—1846 гг.), парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.).

Парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.)

Парламент в Вене (Hohes Haus. 1873-1883 гг.)

Философию абсолютизма отражали дворцы в барочном стиле и стиле Ренессанс: дворцы Юстиции в Мюнхене (1891-1897 гг.), Вене (1881 г.), Риме (1840—1916 гг.), Федеральный суд в Лозанне (1881 – 1886 гг.), Рейхстаг в Берлине (начало строительства 1884г.), Федеральный дворец в Берне (1894-1902гг.), парламент в Стокгольме (реконструкция в 1866 г.).

Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude. Начало строительства 1884 г.)

Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude. Начало строительства 1884 г.)

В 20-м веке в дворцовом стиле строились также здания культурно-просветительные: театры, музеи, библиотеки, университеты: например, университет в Шарлоттсвилле, США, университет в Вене, здание Национальной оперы, Национальная галерея (1831г.-1837 г.), музей Прадо в Мадриде, Британский музей в Лондоне, национальные музеи в Будапеште, Праге, публичная библиотека в Бостоне, многие университеты в России.

Национальная галерея в Лондоне((The National Gallery. 1831-1837 гг.)

Национальная галерея в Лондоне((The National Gallery. 1831-1837 гг.)

В качестве прототипа для таких сооружений часто служил Римский Пантеон, например, для читальных залов Британского музея, Национальных библиотек Парижа и Стокгольма. Дворцовая архитектура просматривается в зданиях, возведенных к Всемирным выставкам, например, Хрустальный дворец Всемирной Лондонской выставки (1851 г. в лондонском Гайд-парке); Дворец Индустрии с Галереей машин для Парижской выставки 1855 года, Дворец Машин (1889 г. Париж), выставочным дворцом был парижский Трокадеро на холме Шайо (1937 г). Дворцовая архитектура современного общества - резиденции органов власти и общественных институтов - символизирует принадлежность здания к сфере государственных и мировых интересов. Среди общественных зданий такого рода - дворец съездов в Московском Кремле, дворец Республики в Берлине, дворцы Республики в Бухаресте и Алжире, , Национальный дворец в Софии, дворец «Финляндия» (зал конгрессов») в Хельсинки, дворцы конгрессов в Лилле, Брюсселе, Брегенце. Эти дворцы ориентированы на публичность, присутствие большого количества людей, в них есть просторные холлы, фойе, магазины и киоски, студии и библиотеки, комплексы ресторанов и кафе. Здесь проводятся правительственные съезды, научные симпозиумы и конференции, концерты, художественные мероприятия, различные праздники.

Государственный Кремлевский дворец. 1961 г. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, П. П. Штеллер, Е. Н. Стамо и др.

Государственный Кремлевский дворец. 1961 г. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, П. П. Штеллер, Е. Н. Стамо и др.

Дворцы Конгрессов, Наций, Республик являются отражением демократии в государстве, в котором народ может контактировать со своими представителями в политических структурах. Дворец, как общественное здание, стал результатом и итогом развития дворцовой архитектуры. Одним из современных примеров дворца, выполняющего общественные функции, является фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана, где сочетаются современные мотивы и традиции классического зодчества.

Фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана

Фасад Дворца бракосочетания в Тюмени с декором из полиуретана

Автор текста: М. Костин

 

 

Марина Калабухова

Вверх к началу раздела