Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намIDID 650 935 ЖА
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзине

Архитектура петербургского модерна

Дом Зингера («Дом книги») — семиэтажное здание в стиле модерн, здание на Невском проспекте, 28. Архитектор Павел Сюзора. 1902-1904 гг.

Дом Зингера («Дом книги») — семиэтажное здание в стиле модерн, здание на Невском проспекте, 28. Архитектор Павел Сюзора. 1902-1904 гг.

Это первое здание в России, в котором был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Петербурга были атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Петербургский и московский модерн отличались друг от друга разным подходом архитекторов. Архитектура петербургского модерна больше тяготела к западноевропейским образцам, в то время, как московский модерн чаще сочетался с национальными мотивами. Архитектура петербургского модерна отличалась строгой отделкой, грубой кладкой фасадов из неотесанного гранита и камня в сочетании с цементной штукатуркой. Этот модерн получил название «северный», который развился под влиянием шведского и финского направления романтизма, сочетающегося с классикой. Некоторое время северный модерн был основным архитектурным течением в Петербурге. Русское направление северного стиля напоминало постройки Стокгольма, Гельсинфорса и других северных городов Европы. В Петербурге в таком стиле возводили в основном доходные дома. Внутренние стены и лестничные пролеты оформлялись рельефными изображениями растений, цветов, листьев и птиц, а также отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. В орнаменте внешнего декора - элементы североевропейского фольклора, изображения растений, животных. Нередко в оформлении использовалась керамическая плитка и майолика. Архитектура петербургского модерна обычно массивна, в оформлении зданий участвуют разные по цвету плоскости, неодинаковые фактуры, разнообразные оконные и дверные проемы. Например, торговые ряды «Новый Пассаж» архитекторов Васильева (Николай Васильевич Васильев.1875 – 1958 гг.) и Бубыря (Алексей Фёдорович Бубырь. инженер. 1876— 1919 гг.) Это сооружение сочетает простенки из необработанного камня, большие окна, неоклассицистический портал, массивные двери.

Фотография торговых рядов «Новый Пассаж". Литейный проспект, д. 53. Петербург. Архитекторы Васильев и Бубырь, 1912-1913 гг.

Фотография торговых рядов «Новый Пассаж". Литейный проспект, д. 53. Петербург. Архитекторы Васильев и Бубырь, 1912-1913 гг.

В стиле северного модерна, например, строился дом И. В. Бессера (Владимирский проспект, 19, Петербург. Архитектор А. Шульман (Аллан Шульман - Allan Schulman, 1863—1937 гг. финский архитектор) 1904 г.), доходный дом Путиловой (другое название «Дом с совами». Архитектор И. Претро (Ипполит Александрович Претро. 1871-1937 гг.)

Доходный дом Путиловой Архитектор И. Претро.1906-1907 гг.

Доходный дом Путиловой Архитектор И. Претро.1906-1907 гг.

В этой манере в 1910-1912 гг. построены доходные дома по проектам архитектора А. Бубыря (Алексей), например, дом Капустина у Фонтанки. Архитектура петербургского модерна проявилась в следующих зданиях: доходный дом Лидвалей (архитектор Ф. Линдваль. Каменноостровский проспект,1-3. 1901-1904 гг.), доходный дом И. фон Бессера (архитектор А. Шульман. Владимирский пр. 1904г.), особняк Фолленвейдера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Большая аллея, 13. 1904-1905 гг.)

Особняк Фолленвейдера. Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. 1904-1905 гг.

Особняк Фолленвейдера. Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. 1904-1905 гг.

Доходный дом Мельцеров (архитектор Ф Линдваль. Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8. 1904—1905 гг.), доходный дом Ю. П. Коллана (архитектор Ф. Линдваль. Большой проспект Васильевского острова, 92, 1904—1905гг.), особняк Р. Мельцера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Полевая аллея, 6-8, 1904—1906 гг.), доходный дом Страхового общества «Россия» (архитекторы А. Гимпель, В. Ильяшев. Большая Морская улица, 35.1905-1907 гг.), доходный дом А. Бубыря – Угрюмовых (архитекторы Н. Васильев, А. Бубырь. Стремянная ул. 11. 1906—1907 гг.), доходный дом А. Циммермана (архитектор Ф. Линдваль. Каменноостровский пр., 61.1906—1907 гг.)

Доходный дом Циммермана. Архитектор  Ф. Линдваль

Доходный дом Циммермана. Архитектор  Ф. Линдваль

Доходный дом В. Васильевой (архитекторы Л. Ильин, Р.Клейн. Загородный пр. 66, Подольская ул., 1.1907 г.), жилой комплекс Финляндский железной дороги (архитектор Ф. Миритц, И. Герасимов. Боткинская ул., 1. 1907—1908 гг.)

Доходный дом Б. Купермана - "дом-пряник"  построен в стиле петербургского модерна. Архитектор А Лишневский. 1910-1913 гг.

Доходный дом Б. Купермана - "дом-пряник"  построен в стиле петербургского модерна. Архитектор А Лишневский. 1910-1913 гг.

Здание в стиле модерн на ул. Всеволода Вишневского, 9. Архитекторы  М. Розензон Д., С. Беляков М. Ф. Павлов. 1911-1913 гг.

Здание в стиле модерн на ул. Всеволода Вишневского, 9. Архитекторы  М. Розензон Д., С. Беляков М. Ф. Павлов. 1911-1913 гг.

Проводником идей архитектуры петербургского модерна – северного модерна - был Э. Сааринен (Готтлиб Элиэль Сааринен. Gottlieb Eliel Saarinen. архитектор и дизайнер, основоположник финского национального романтизма, член Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». 1873 – 1950 гг.), представитель шведской диаспоры Петербурга Ф. Лидваль (Фёдор Иванович Лидваль. Johann-Friedrich Lidval. 1870—1945 гг.) Большое влияние оказали также представители романтизма Ф. Боберг (шведский архитектор Фердинанад Боберг. Ferdinand Boberg, 1860 - 1946 гг.) Северный модерн в Петербурге, или как его еще называли «чухонский модерн», подвергали критике. Его противопоставляли неоклассике, которая, по мнению исследователей, больше подходила для столицы империи.

Автор текста: М. Костин

Вверх к началу раздела