Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намIDID 727 474 ДЦ
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзине

Архитектура античности

Образец античной архитектуры – постройки Акрополя.

Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).

Дорический храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос. Начало строительства 447 г. до н.э., храм освятили в 438 г.

Храм Ники Аптерос (Победы Бескрылой) — ионический храм. 427—424 гг. до н. э. Архитектор Калликрат.

Храм Зевса Олимпийского. Олимпейон в Афинах. 6 век до н.э. – 2 век до н.э.

Мегарон – прямоугольное сооружение с очагом посередине.

Античная архитектура Древней Греции до 5 века до н.э. называется архаичной. В тот период начали возводить храмы, посвященные греческим богам. В основе любого храма было строение по типу мегарона. Архаичные храмы строили из необожженного кирпича, они имели двускатную деревянную крышу. В то же время формировалась культура строительства колоннад перед фасадом здания. Храмы того времени были в плане прямоугольными, внутри них находилось наос – святилище. Колонны могли располагаться перед основным фасадом (Храм в Антах) - простиль, на двух фасадах с разных сторон – амфипростиль, или же они располагались вдоль всего периметра, создавая перипетр.

Простиль в античной архитектуре.

Амфипростиль в архитектуре античной Греции.

Перипетр в античном сооружении.

Этрусская культура существовала до н.э. на территории современной Италии. В 3 веке до н.э. Этрурия – страна этрусков – попала под владычество Рима. Этруски строили города с каменными домами, которые имели внутренний дворик, атриум, водоем. Этруски применяли при строительстве математические законы, использовали пропорциональные соотношения, ритм в оформлении зданий. Этрусские храмы напоминали греческие, они устанавливались на высоком фундаменте, к входному портику вела лестница. При возведении храмов использовали ордер, который впоследствии, уже в эпоху Возрождения, получил название тосканского (тосканские колонны напоминают дорический ордер, но имеют гладкую поверхность и базу, антаблемент не имеет членений). Двускатные кровли из терракотовых черепиц выступали над портиками, их поддерживали колонны с капителями, редко расставленные вдоль основного фасада. Храмы были украшены статуями и узорными фризами из терракоты (примеры храмового декора находятся в музее Вилла Джулия - это терракотовые модели храмов из Вульчи – 6 век до н. э., скульптурный фронтон из Неми - конец 6 – 3 вв. до н. э.) Среди храмового декора были антефиксы – вертикально расположенные плиты из камня или дерева, закрепленные у карниза кровли. Антефиксы выполняли двойную функцию: они служили как оберег от злых сил, а также были водоотводами. Подобные храмы стали образцом для храмовой античной архитектуры римлян. Из редких, частично сохранившихся примеров этрусского искусства можно назвать руины храмов: акрополь в Марцаботто и Пирге.

В античной архитектуре храмы устанавливались на прямоугольный высокий фундамент со ступенями, на которых собирались верующие (внутрь храма они не входили, там размещалась большая статуя греческого бога, в меньшем зале располагалась сокровищница). Иногда строили храмы круглой формы с круглыми перипетрами. Вокруг храмов устанавливали ограду, с помощью скульптурных композиций создавались храмовые ансамбли, как например, в Афинах, Приене, Дельфах, Олимпии. Афинский Акрополь, возведенный в период властвования Перикла – образец храмов архитектуры античности – с дорическим Парфеноном и храмом Ники Аптерос. Жилые дома в Древней Греции периода архаики представляли собой прямоугольные здания с вестибюлем. Архитектура античности в 5-6 вв. вступает в классический период, планировка жилого дома становится сложнее и состоит из мужской (в передней части дома) и женской половины. Обе половины имели выход во внутренний дворик. Кровля обычно была плоской, а плоские фасады без украшений, выходящие на улицу, не имели окон. Архитектура античности Древнего Рима многое переняла у греков и этрусков.

Терракотовые антефиксы из Южного святилища в Вейях.

Античная архитектура Рима создавалась разными народами, которые попали в зависимость от воинственной республики. Богатства, поступающие из завоеванных стран, послужили толчком для появления новых храмов и дворцов. В 1 веке до н.э. Рим превратился в империю, и основным направлением в зодчестве стал "августовский классицизм", оказавший в дальнейшем огромное влияние на европейскую архитектуру. В это время появилось большое количество общественных зданий, форумов. Сооружения украшались лепниной, каменным рельефом, скульптурами крышами с фронтонами. При императоре Нероне был возведен знаменитый Золотой дом. Во время правления Андриана (125 г. н.э.) - построен Пантеон. Античная архитектура Рима, как и древние верования римлян, приходит в упадок с восхождением на трон императора Константина, принявшего христианство. После 313 г. н.э. – года официального провозглашения христианства как государственной религии – начали возводить христианские храмы, которые по форме напоминали античные сооружения. Константин перенес столицу в бывший город Византий, назвав его Константинополем, Рим сложил с себя функции столицы империи. В результате архитектура античности, хотя еще и сохраняла свое влияние, потеряв идеологическую составляющую, постепенно стала только традицией.

Автор текста: М. Костин

Вверх к началу раздела