Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Сталинский ампир в архитектуре Москвы

Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.

Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.

Архитектура Москвы, столицы СССР, - по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена - Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.

Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы - Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи - ветвь лавра и щит - символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде - Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго - Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).

Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.

 

Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы...»

Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.

В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.

Широко известное выражение "ампир во время чумы" Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.

 

Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.

Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.

Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.

 

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Автор: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела