Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара
  • Главная
  • Полезное
  • Раздел статей
  • Фасадный декор в стилях архитектуры
  • Сооружения, ставшие образцами готического стиля в архитектуре
  • Сооружения, дома и здания, ставшие образцами готического стиля в архитектуре

    Первое сооружение готического стиля – аббатство Сен Дени. 1137—1144 гг.

    Готика возникла как отражение религиозной философии, учения о божественности света. Здания в готическом стиле возводились на основе сооружений, выбранных в качестве образца.

    Аббатство Сен-Дени

    Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в пригороде Парижа

    Современники считали, что после реконструкции церкви в аббатстве Сен-Дени* культовая архитектура достигла вершины в композиционной гармонии. Это храмовое сооружение сыграло большую роль в истории развития французской архитектуры: с нее началась история готики.

     

    Аббатство Сен-Дени ( Abbaye de Saint-Denis). 1137—1144 гг.

    Аббатство находится на месте бывшего галло-римского кладбища, где находилось захоронение Святого Дионисия (Дени), погибшего около 250 г. н.э. Обновление аббатства Сен-Дени началось при аббате Сугерии*, который при разработке идеи нового храма руководствовался христианскими философскими принципами, учении о Божественном свете и эманации, автором которых считался Святой Дени. Именно эти принципы легли в основу соборов, которые воплотили религиозные идеи в своей архитектуре.

    Аббат Сугерий (Sugerius) – настоятель аббатства Сен-Дени, советник короля.(1081 - 1151гг.)

    Церковь Сен-Дени стала первым домом в готическом стиле, архитектура которого оказала влияние на развитие готики во Франции. На месте этой церкви раньше стояла каролингская церковь, которая нуждалась в реконструкции - строение находилось в критическом состоянии, было недостаточно вместительно и не удовлетворяло потребностям аббатства. Строительство новой церкви под патронажем аббата Сугерия, было начато около 1130 года. Обновленная церковь была оснащена группами массивных колонн и каркасным сводом с перекрещивающимися нервюрами (ребрами, опирающимися на столбы, а не на стены). Благодаря венчающим фасад зубчатым стенам, это здание в готическом стиле выглядит как замок, однако, при этом оно не производит впечатления массивного сооружения, напротив, его легкие стены, которые украшают большие витражные окна и вертикальное устремление всего сооружения, создают ощущение возвышенности, легкости. Портал украшает скульптурный декор, бронзовые ворота (они были сохранены от каролингской церкви). Одним из открытий готики Сен-Дени стало использование витражей. Витражи существовали и до аббатства Сен-Дени, однако свое высшее воплощение они нашли именно в концепции этого храмового сооружения и стали одной из основных элементов, присущих готическому стилю. Витраж в представлении просвещенного аббата представлял собой иллюстрацию триединства природы согласно католической религиозной философии: свет (светящая суть) – Отец, стекло – Мать, образы, изображенные на витраже – Сын.

    Витражи аббатства Сен-Дени. Витражи, в основном, синих тонов, изготовлены в мастерских Пикардии (Северная Франция).

    К 1148 году было закончено сооружение южной башни этого здания в готическом стиле, к 1219 году завершили строительство северной башни. Затем ее пришлось перестраивать, после того как в нее ударила молния (эта башня не сохранилась, она была разрушена в 19 веке). Фасад был неоднократно переделан, и его изначальный проект не сохранился. Считается, что строительство было закончено в 1281 году, но возведение капелл вокруг храма продолжалось еще несколько столетий. Реставрация аббатства проводилась в 1846-1870 гг. Восстановлением портальной скульптуры этого дома в готическом стиле занимался Джозеф Сильвестр Брюн. Реставрационные работы велись под руководством Франсуа Дебре, изменилось обрамление окон, добавился орнамент с надписями (первоначально поверхности не были украшены), были добавлены горизонтальные полосы с декором под верхними окнами на южной и северной части фасада, появились новые статуи. Реставрационные работы также проводилось в 1930-1960 гг. Некоторые элементы Сен-Дени отчасти повторяют нормандскую архитектуру, однако это сооружение превосходит нормандские строения, новым конструктивным подходом и символизмом. В результате, церковь Сен-Дени - здание в готическом стиле - стало не просто усовершенствованным строением романского стиля. Его архитектура стала основой нового направления в искусстве. Архитектурные новшества конца романской эпохи и заключавшиеся, например, в конструировании нового, каркасного, свода, явились предпосылками нового стиля, но ярко проявились и обрели ясные конструкции в церкви Сен-Дени, став базой для развития готики. Все готические дома, храмовые постройки, возведенные во Франции после 40-х годов 13 века, так или иначе напоминали церковь Сен-Дени: она стала критерием совершенства, к которому стремился каждый заказчик, образцом французского храмового зодчества на следующие сто пятьдесят лет. Например, в начале 50-х годов 12 века к северу от Парижа начали строить Нотр-Дам в Санлисе, в котором отразились новшества архитектуры Сен-Дени.

    Нотр-Дам в Санлисе (1151-1191гг.)

    Изменения архитектурных форм в строящихся домах готического стиля касались разработок новых видов опорных столбов и декора. В Сен-Дени использовался крестообразный (в плане) опорный столб с колоннами по углам – этот тип опоры принципиально усовершенствовать зодчим не удавалось, поэтому разрабатывались модификации опоры в виде пучка колонн, где главный основной столб был массивнее остальных, его поверхность опоясывалась тонкими колоннами, которые чередовались с углублениями. Со временем усложнился декор окна. Но основные принципы сохранились и использовались зодчими на протяжении многих лет.

    Часовня Сент-Шапель

    Если Сен-Дени стал основой всего готического стиля, и его идеи были повторены в реконструируемых зданиях ранней готики, то часовня Сент-Шапель, возведенная при Людовике Святом, была архитектурным образцом для зодчих, строивших готические дома: часовни в замках и дворцах аристократов.

    Часовня Сент-Шапель (1242-1248 гг.)

    Часовня Сент-Шапель (Святая Часовня - Sainte Chapelle) – часовня-реликварий во дворе бывшего Королевского дворца в Париже. Часовня - здание в готическом стиле (1242-1248 гг.) считается одним из красивейших небольших сооружений готического стиля (размеры: длина 35 м. ширина 11 м.) Строение увенчано шпилем из дерева кедра (высота шпиля 33 м.). Изготовлен шпиль в 19 веке и является копией шпиля 15 века. Площадь витражей в красно-синих тонах составляет 600 кв.м. История Сент-Шапель началась в 1204 году, когда крестоносцы разграбили Константинополь, забрав христианские реликвии. В 1237 году император Балдуин II продал королю Франции Людовику IX терновый венец Христа. Реликвию было решено хранить недалеко от Королевского дворца для ежедневного поклонения. Для этого была снесена старая часовня и построена часовня, которая была построена в очень короткие сроки и стала центром композиции Королевского дворца. Этому дому в готическом стиле зодчие придали форму ларца для хранения религиозных реликвий – реликвария. Сооружение отражало религиозные чувства верующих, устремлялось вверх, напоминая о Небесных силах, Небесном Иерусалиме, куда устремляются души праведников. Особенностью Сент-Шапель, отличающей часовню от других готических домов того периода, является отсутствие массивных несущих конструкций – контрфорсов.

    Контрфорс (contre force — «противодействующая сила») - дополнительная опора, вертикальный устой, конструкция внутри или снаружи здания, которая должна принять на себя тяжесть перекрытия – это может быть, например, выступающая часть стены, ребро, отдельно стоящая опора, соединенная со стеной

    Несущие опоры кажутся изящными элементами между высокими окнами. Этого конструктивного новшества добились при помощи металлических связей для поддержки блоков. Каркасная конструкция свода, усиленная металлическими тягами, позволила стенам как будто бы исчезнуть в витражах, на которых изображены 1134 сюжета из Библии (из них на сегодняшний день 720 сохранились с 13 века, другие были созданы заново при реставрации). Нижняя капелла этого здания в готическом стиле может показаться темноватой, зато верхняя капелла воплотила основную идею о божественном свете и эманации. Крыльцо двухэтажное, две двери ведут на верхний (для королевской семьи) и нижний (для придворных) уровни. Сент-Шапель своей архитектурой установила стандарты готических домов, монархи из разных стран Европы стремились создавать подобные сооружения у себя на родине. В самой Франции возводились постройки, во многом повторяющие конструкцию королевской часовни, однако, меньших размеров, как например, капелла Богоматери в церкви аббатства Сен-Жерме-де-Фли. Похож на Сент-Шапель в Париже Сент-Шапель Венсенского замка, которую возвели при короле Карле V (1364-1380гг.).

    Сент-Шапель Венсенского замка (1364-1380 гг.)

    Декор Сент-Шапель Венсенского замка - дома в готическом стиле - уже содержит элементы «пламенеющей готики» - ажурными украшениями, похожими на языки пламени, характерные для поздней готики.

    В Англии «пламенеющая готика» была популярна уже в 13 веке. Иногда считают, что во Франции это направление готики появилось после английской оккупации в 15 веке, однако, декор Сент-Шапель Венсенского дворца свидетельствует о том, что этот стиль появился во Франции раньше.

    Еще одно здание в готическом стиле, образцом для которого стала парижская часовня – Сент-Шапель в Рьоме. Строительство велось по заказу Жана Беррийского с 1395 по 1416 гг. Как и венсенская часовня, это строение имеет только один ярус, созданный как копия верхней капеллы парижской Сент-Шапель. Каждый исторический период, каждая страна вносили некоторые дополнения во внешний вид фасадов, создавались сооружения с разным количеством башень, шпилей, декором. Однако, совершенствуя конструкции, используя новые, революционные для того времени материалы при создании готических домов, зодчие преследовали общие цели: передать религиозный посыл верующим, создать атмосферу проникновения божественного света в души людей путем возведения высоких, устремленных вверх сооружений с большим количеством витражных окон.

    автор текста: Марина Калабухова

    Вверх к началу раздела