Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Русское рококо

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 - 1760-е гг.

Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля - русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер - резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н.Ф. Жилле (Николя Жиле - французский скульптор). Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой. Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 - 1762 гг.

Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне - серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар. В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 - 1768 гг.

По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.

Автор текста: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела