Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Неоклассицизм в архитектуре

Здание Высших женских курсов на Малой Пироговской улице в Москве в стиле неоклассицизм. 1913г. Архитектор С. У. Соловьев (Сергей Устинович (Иустинович) Соловьёв. 1859 —1912 гг.)

Неоклассицизм – определение, принятое российскими искусствоведами, обозначающее течение в искусстве 19-20 вв., которое основывается на античности или классицизме разных эпох – от Ренессанса до поздних этапов. В Германии неоклассицизм относят к 20 веку, а классицизм определяют периодом 1762—1840 гг. В некоторых трудах европейских авторов встречается упоминание «нео» классицизма, как обновленном направлении стиля, характерного для второй половины 18 в., а также неоклассицизма 19 в., различая его со стилем 17 – начала 18 вв. Так во Франции под стилем неоклассицизм понимают течение в искусстве во второй половине 18 в. (стиль Людовика XVI (Louis XVI)), а собственно классицизм – это стиль 17 в. (стиль Людовика XIV (Louis XIV)). Аналоги неоклассицизма в заокеанском зодчестве — американское возрождение в Соединенных Штатах (1876—1914 гг.) В результате разных трактовок одного понятия образовалась путаница во временном промежутке стилевого направления. В России неоклассицизм в архитектуре относительно традиционного классицизма использовал другую отделку и материалы: например, вместо белых оштукатуренных колонн стали использовать натуральный камень. В российском неоклассицизме произошло смешение мотивов Ренессанса и античной классики, при этом стиль имел и национальные черты. Иногда российский неоклассицизм называли «Петербургским возрождением», что указывало на связь российской столицы, где в основном и строились здания в этом стиле, с Европой. Стиль неоклассицизм в России перешагнул через революционную эпоху и стал развиваться в новых реалиях, получив воплощение в сооружениях 30-х-50-х гг., реализовавшись в зданиях разных городов, и вновь став популярным в настоящее время.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925-1928) - пример неоклассицизма 1920-х годов. Архитектор К. Бабыкин (Константин Трофимович Бабыкин 1880 - 1960 гг.)

Стиль неоклассицизм получил развитие еще в 1725г. после трудов художника Колина Кэмбелла (Colin Campbell. 1676 – 1729 гг.) «Vitruvius Brittanicus», в которых он призвал к возвращению к палладианским традициям. Неоклассицизм в архитектуре стал проводником либеральных взглядов. Примером раннего неоклассицизма стал Чисвик Хаус (Chiswick house) архитектора Вильяма Кента, который был построен в 1725 г.

Чисвик Хаус (Chiswick house). Архитектор Вильям Кент. Окрестности Лондона. 1725 г.

Поначалу такая манера строительства была использована в английских особняках в сочетании с английскими пейзажными парками. Во Франции начали строить в этом стиле только к середине 18 века. Именно здесь и были сформулированы основные идеи нового направления. Если Пантеон в Риме означал заимствование у греков стиля в его новой интерпретации, в эпоху Ренессанса классика означала возрождение, переосмысление античности, в 17 веке античность вновь вернулась в моду как отражение вкусов нового класса – буржуазии, а классические сооружения 18-20 вв. означали обновление классицизма прошлых веков.

Венский парламент (Parlamentsgebäude) в стиле неоклассицизм. Архитектор ван Хансен. 1873-1883 гг.

В конце 19 в. неоклассицизм в работах европейских мастеров содержал некоторые элементы модерна в сочетании с идеями античности. В 1910-30-х гг. в США, Франции и Великобритании, странах Британского Содружества неоклассицизм отличался парадностью и монументальностью.

Военно-исторический музей Окленда (Auckland Museum) в стиле неоклассицизм. 1929 г. Новая Зеландия.

В 1930-е гг. мотивы неоклассицизма использовались в архитектуре Италии (здесь наиболее знаменитым был архитектор Марчелло Пьячентини (Piacentini, 1881—1960 гг.) и в Германии (известность получили архитекторы П. Л. Трост (Trost), личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер (Albert Speer, 1905—1981гг.) Архитектурные формы зачастую были масштабированы, их создавали подчеркнуто монументальными, что должно было служить целям пропаганды властвовавшей в тот период на территории Италии и Германии фашистской идеологии: Университетский городок в Риме (1930—1935 гг. архитектор М. Пьячентини); Дом искусства в Мюнхене (1933—1937гг, архитектор П. Л. Трост), Имперская канцелярия в Берлине (1938г. архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945 г.). В этих постройках неоклассицизм был приведён к огрубленным формам, подчинённым строгой симметрии и ритму.

Имперская канцелярия в Берлине. 1938г. архитектор А. Шпеер.

Некоторые архитекторы стремились использовать классические элементы вместе с железобетонными конструкциями. Например, французский архитектор Огюст Перре (Auguste Perret. 1874—1954 гг.) сделал попытку комбинировать железобетонные конструкции с классическими формами, которые были в его интерпретации упрощены при создании фасада здания театра на Елисейских полях в Париже.

Театр на Елисейских полях в Париже (Le Theatre des Champs Elysees). 1913 г. архитекторы братья Пере, скульптор Бурдель.

Другой пример: бывшее здание германского посольства - по проекту Петера Беренса в Петербурге на Исаакиевской площади, построенное незадолго до начала Первой мировой войны.

Бывшее здание германского посольства. Петербург. Проект Петера Беренса. Конец 1930-х гг.

В 50-60-х годах прошлого века в США велось строительство в стиле неоклассицизм по государственной программе, в которой указывался определенный стилистический характер зданий. В этот период было построено в разных странах около 50 зданий дипломатических служб и представительств США. Для этих сооружений характерно сочетание классических элементов с современными конструкциями, имитация дорогих материалов. При строительстве за пределами США в дизайн зданий вводились национальные элементы стран, в которых возводились постройки. Примером могут послужить посольства США в Дели (1958 г., архитектор Э. Стоун), Лондоне (в 1960 г., архитектор Э. Сааринен), Афинах (1957—1961 гг., архитектор В. Гропиус). Яркий образец неоклассицизма в архитектуре Америки — Линкольн-центр в Нью-Йорке (Lincoln Center. 1960-е гг., архитекторы Филипп Джонсон (Philip Johnson), Уоллес Кёркмен Харрисон (Harrison), Милтон Абрамовиц (Milton Abramowitz), Ээро Сааринен (Eero Saarinen)). Здания Центра образуют симметричную окантовку прямоугольной площади.

Линкольн-центр в Нью-Йорке (Lincoln Center. 1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен)

Стиль неоклассицизм повлиял и на архитектуру стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где он нередко сочетался с обращением к мотивам национального зодчества.

Автор текста: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела