Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Французский наполеоновский ампир

Французский ампир представлен небольшим количеством сооружений. Одним из них является Триумфальная арка (Arc de Triomphe).

Триумфальная арка (Arc de Triomphe).

После изнеженного рококо – стиля французских аристократов, - накануне революции Францию охватила мода на античность. Вместе с изменением исторической ситуации в стране формировалось и новое направление в искусстве - ампир.

Основоположником ампира считается живописец Жак Луи Давид, который сплел в своем творчестве античные мотивы с политической борьбой и революционными идеями. Как говорил сам художник перед самым началом революционного восстания, им руководило стремление к свободе, равенство и любовь к человечеству.

С приходом к власти Наполеона этот стиль как нельзя лучше подошел к новому образу Франции – страны-завоевательницы и победительницы. Амбиции и далеко идущие планы правителя, создающего новую империю, были направлены на усиление чувства долга, гражданственности, патриотизма в простых гражданах страны, и искусство должно было стать проводником этих идей.

Наполеоновский ампир был призван усиливать ощущение величия растущей империи и могущества ее императора, подчеркивать его заслуги перед отечеством. Французский ампир в 19 веке стал олицетворением героики в самых разных ее проявлениях. Ампир представлялся многими искусствоведами, как стиль холодный и жесткий, уничтожающий подлинный культурный замысел классических форм, оставляющий только возвеличивание и монументальность.

Появление этого стиля не стало переворотом в развитии архитектуры, наполеоновский ампир только видоизменил классику, подчинив ее диктаторской воле императора. Наполеон и его свита желали пышности, великолепия, амбиции вели их устремления к мировому господству, поэтому они хотели параллелей с Древним Римом, который считали образцом государственности. Во славу императорских походов были установлены Триумфальные арки, колонны.

У истоков французского ампира в архитектуре стоял зодчий К. Леду (Клод Никола Леду (1736–1806гг.), создававший пафосные и строгие произведения в стиле позднего классицизма, предшествующего ампиру.

Таможенная застава. 1785-1789 гг., Париж, Франция. Арх. Леду.

Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье (1764—1838 гг.) и Франсуа Фонген (1762—1853гг.) занимались строительством новых сооружений и реставрацией внутренних помещений старых дворцов, которые император использовал в качестве резиденций в стиле наполеоновского ампира.

Септимий Север (146г-211г.) - римский император в 193—211 гг. Родоначальник династии Северов.

Зодчие воспроизвели античное сооружение Септимия Севера, построив Триумфальную арку (l’Arc de Triomphe du Carrousel - Триумфальная Арка Каррузель), которая была установлена напротив Дворца Тюильри (на площади Карузелль (Place du Carrousel) до наших дней не сохранившейся) в Париже в честь военных побед императора.

Триумфальная арка предназначалась для парадного проезда императора во дворец Тюильри, являвшийся резиденцией Наполеона в Париже.

 

Триумфальная Арка Каррузель в Париже, созданная по указу Наполеона. 1806-1808 гг. Арх-ры. Ш. Персье (1764—1838 гг.) и Ф. Фонген (1762—1853гг.)

Арка времен Септимия Севера.

Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811гг.) возвел монумент военной славы Наполеона - Триумфальную арку на площади Звезды (Этуаль, теперь площадь генерала де Голля).

1806-1836 гг. Наполеон хотел видеть Триумфальную арку на месте холма Шайо, в результате холм Шайо был выровнен и на его месте начали строительство. Высота арки 50 м, свод – 29 м.

После смерти Шальгрена в 1811 г. его приемник архитектор Густ продолжил работу, которые продолжались до крушения империи Наполеона в 1814 г. После этих событий стройку остановили. Снова строительство началось в 1830 г. с приходом к власти Луи Филиппа.

Арка Тита является одной из двух оставшихся арок в Римском Форуме. Она была построена в честь взятия Иерусалима в 85 г.н.э.

Триумфальная арка была достроена только к 1836 г. В 1840г. под аркой провезли тело Наполеона к месту упокоения. И хотя Шальгрен отошел от точного копирования арок древности, считается, что прообразом была римская арка Тита.

Триумфальная арка на площади Звезды декорирована скульптурами: слева скульптурная композиция Жана Пьера Корто «Триумф 1810 года», которая изображала мир у ног императора. Справа – группа «Выступление добровольцев. 1792» скульптора Франсуа Рюда.

Также скульптурные композиции представляют сюжеты на следующие темы: похороны генерала Марсо, сражение при Абукире, сражение при Аустерлице, взятие Александрии и др.. На внутренних стенах Триумфальной арки выгравировано почти 600 фамилий республиканских и наполеоновских генералов, принимавших участие в захватнических войнах. Фамилии погибших в бою подчеркнуты.

Арка построена в центре площади Шарля де Голля (площадь Звезды), самая большая в мире. Арх. Жан Франсуа Шальгрен. 1806—1836 гг. Украшена четырьмя скульптурными группами: «Марсельеза» скульптор Рюда , «Триумф 1810 г.» скульптор Корто; «Сопротивление», «Мир» скульптор Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, имена французских военачальников.

Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806-1836 гг. арх. Шальгрен и Густ.

Арка Тита.

 

Архитектор Лепер был вместе с Наполеоном в Египетской компании 1798—1799 гг., во Францию вернулся через Италию, где знакомился с античным искусством Рима.

Вандомская колонна (la colonne Vendôme) – прежнее название Колонна Побед. Установлена на Вандомской площади в Париже. 1806-1810 гг. Архитекторы Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн.

Это еще одно монументальное сооружение в стиле ампир 19 века. Прототипом послужила древнеримская колонна Траяна в память покорения Дакии (113 г. н.э.) Высота вандомской колонны - 43.5 м.

Построена в честь побед Наполеона I, сделана из бронзы неприятельских пушек и увенчана статуей Наполеона. Колонна винтообразно украшена 425 барельефами скульптора Лепера по сюжетам военной компании 1805 г.

Вершина колонны обнесена галереей, посередине галереи водружена статуя, изображающая Наполеона (скульптор Огюст Дюмон) в образе древнеримского императора в римской тоге. В 1871 г. колонна была снесена Парижской коммуной. После окончания революции новое правительство восстановило колонну на прежнем месте.

Вандомская колонна. Париж. 1806-1836 гг. Арх-ры Ж. Б. Лепер* и Ж. Гондуэн.

Троянская колонна.

Французский ампир в архитектуре проявлялся в широком применении ордерной системы, сочетании сконцентрированных декоративных элементов с большими плоскостями стен. В этом стиле преобладают прямолинейные очертания, крупные объемы геометрических форм.

Присутствуют античные элементы декора, характерные для Древнего Рима: портики, фронтоны, колоннада. Здания и сооружения в стиле ампир 19 века украшают скульптурные композиции на тему сражений.

Среди орнаментов присутствуют и египетские мотивы. Римские зодчие включали скульптуры и орнаменты на египетские темы в оформление зданий. Такие параллели в архитектуре и искусстве приветствовались и поддерживались Наполеоном.

Ампир 19 века, внедренный Наполеоном, историки называют стилем декораций за излишнюю помпезность и угодливость императору.

автор: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела