Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Дизайн в готическом стиле

Дизайн готической архитектуры примечателен тем, что все его элементы направлены на создание эффекта величия, устремленности ввысь, соединения с Божественным светом.

Готический собор в Кутансе, Франция.

В готическом дизайне существуют самые разнообразные приемы, отражающие философию средневекового духовенства. Создание каркасной системы кровли позволило возводить сооружения невероятной для тех времен высоты, создавать сложные ажурные конструкции, облегчить стены и увеличить окна. Фасады готических сооружений украшены богатым скульптурным декором. Огромные окна с витражами, большое количество скульптурных композиций, выполненных в динамичной манере, способствовали созданию эффекта маскировки конструкции здания. Рассмотрим конструкцию и дизайн фасада готического храма на примере одного из наиболее знаковых сооружений готики - Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).

Собор Парижской Богоматери. Париж. Западный фасад.

Западный фасад здания в стиле готика архитектурно разделялся по горизонтали на три части. В нижней части располагались порталы с дверями. Портал был похож на крыльцо, как сделали строители в Реймсском соборе, или на паперть, ведущую внутрь здания, так устроен портал в соборе Нотр-Дам в Париже – такой портал называли «перспективный».

Паперть - площадка перед входом в храм

Порталы готических зданий были щедро декорированы статуями католических святых, ангелов, библейских персонажей. Нередко над порталами, на втором ярусе сооружения, располагали галерею скульптур («галерея королей»). Для готической скульптуры был характерен «готический изгиб» или «готическая кривая» - S -образный изгиб фигур, отображающий душевное состояние изображаемых персонажей. Третий ярус представлял собой аркадную галерею или стрельчатые окна. Фасад готического здания могли венчать фронтоном, щипцом - карнизом, который визуально казался продолжением стены, или пинаклем – декоративной башенкой.

Нартекс – (nárthex), входное помещение с западной стороны христианского храма.

Контрфорсы также могли декорироваться пинаклями. Если был фронтон, то его внутреннее треугольное или полукруглое поле (тимпан) декорировали горельефами. Наиболее распространенными темами дизайна готического стиля были: Страшный суд, сюжеты, посвященные Деве Марии, или сюжеты, связанные со святым, которому посвящен храм. По сторонам от нартекса размещались башни.

Пример плана готического сооружения и расположение нартекса.

На шпиле башни, расположенной над средокрестием, нередко помещали символическую фигуру. В дизайне готических зданий использовались объемный резной декор - крабы, кроссы, ими украшали ребра крыши и пинаклей. Порталы и окна украшались высокими остроконечными фигурами - вимпергами. Торец трансепта* оформляли, как и западный фасад сооружения, создавая порталы, витражные окна и скульптурные композиции.

Трансепт в Вестминстерском аббатстве (Коллегиальная церковь Св. Петра в Вестминстере).

На фото сверху на Коллегиальную церковь Св. Петра в Вестминстере видно, как оформлен трансепт.

Дизайн готики предполагал форму оконных проемов в виде стрельчатой дуги, также использовались «горбыли».Горбыли в готике - это вертикальные перегородки, в их верхней части располагается объемный декор из камня, изображающий пламя, трилистник, цветок розы. Водосточные желоба и трубы создавали в виде драконов, змей и других фантастических чудовищ, гаргулей с человеческими лицами. В дизайне готического здания использовался растительный орнамент: виноградные, дубовые листья, плющ, хмель, кустики земляники, чертополоха. Растительные мотивы декора очень разнообразны: иногда их делали натуралистичными, иногда стилизоваными.

Декоративные растительные орнаменты создавались в форме распускающихся листьев, что создавало ощущение живых растущих форм.

Квадрифолий — один из видов плоской кривой: «роза». Фигура описывается полярным и алгебраическим уравнениями.

Часто используется розетка – мотив орнамента в виде цветка с лепестками, расположенными по радиальному принципу. Льняные складки - готический орнаментальный мотив, напоминающий складки ткани. Цоколь, стены, двери в готических сооружениях нередко украшали разнообразными композициями из квадрифолий.

Квадрифолии украшают  двери Баптистерия во Флоренции (Сан-Джованни Батиста). 28 рельефов с фигурами, изображающими житие Иоанна Крестителя, в рамках квадрифолия. Андреа Пизано (1330 г.)

Витраж стал одним из основных декоративных элементов готики. Мастера витражей составляли композиции из библейских сюжетов, изображений Христа и Девы Марии, католических святых, евангельских апостолов. В ранней готике в мозаике витражей применяли синие, красные, фиолетовые краски. Фиолетовый стал символом готики, являлся цветом молитвы и духовности. Затем в рисунках витражей появился желтый, зеленый и оранжевый. Радужное мерцание света, проходящего через цветное стекло внутри церкви в сочетании с мерцающими огнями свечей, создавали ощущение зыбкости, нереальности пространства, что по замыслу создателей, должно было приближать людей к Высшим Силам.

Разновидности дизайна в готическом стиле:
«Ланцетовидным» дизайн в готической архитектуре стали называть от слова «lаnсеа», что означает – ланцет – то есть нож с лезвием с обоих концов. Нервюры в таких строениях расходились от опор как веер, напоминая зонтичный свод. Вместо аркбутан и контрфорсов использовались мощные вертикальные выступы, равномерно располагающиеся вдоль стен.

«Ланцетовидный» дизайн в готике. Собор в Солсбери (Salisbury Cathedral) 1220 - начало 14 века.

«Украшенным» дизайном в готической архитектуре (конец 12-начало 13 вв.) называют следующий этап развития готики. Это название возникло благодаря причудливому, сетчатому сплетению нервюр. «Украшенный» стиль особенно заметен в декоре капеллы Генриха VII. В этом сооружении колонны имели изящный вид, они были словно прижатые к стене, около потолка они словно переходили в тонкие нервюры, которые будто бы оплетали свод сложными узорами.

«Украшенный» готический дизайн. Капелла Генриха VII Вестминстерского аббатства. Лондон. 1502—1512 гг.

Очень красочный дизайн архитектуры в готическом стиле более позднего периода (14-15 вв.), который назвали «пламенеющая готика». Сооружения пламенеющей готики украшались большим количеством декора, который был похож на языки пламени. Наиболее известным примером «пламенеющей готики» стал кафедральный собор в Руане. В этот период особый изгиб приобрела «готическая кривая». Изображения человеческих фигур стали очень изогнутыми. Экзальтированность поз поддерживалась мимикой лиц, развивающимися одеждами.

«Пламенеющая готика» в аббатской церкви Мон-Сен-Мишеля. (1446-1521) Франция.

Поздняя готика получила название «перпендикулярной» из-за пересечения под прямым углом горбылей окон и специфического узора на плоскости стен. Этот вид готики характерен для Англии.

Перпендикулярный стиль в готике. Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Главный храм рыцарей Ордена Подвязки, возведенный корoлем Эдуардом II в 1348 г.

Разные периоды готики отражены в архитектуре церкви Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей. По архитектурному декору это сооружение ближе к перпендикулярному стилю, северная часть трансепта строилась французскими мастерами и похожа на раннюю готику. Восьмиугольный зал капитула создан в ланцетовидном стиле: он имеет зонтичный свод из множества нервюр, расходящихся от тонкого столба в центре зала. Готический дизайн дал католической церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готической архитектуры используются эффекты, которые усиливают эмоциональное начало в человеке. Архитектурный облик храма сочетался с торжественным ходом богослужения, духовной музыкой и это слияние достигало основной цели: приводить верующих людей в состояние религиозного экстаза.

Автор текста: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела