Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Дома в стиле барокко

Сооружение в стиле барокко: Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro. Базилика Святого Петра) католический собор. Ватикан. Над его созданием трудились: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Виньола, Карло Мадерно и др. Вместимость около 60 000 человек. Высота фасада- 45 м, ширина — 115 м. На аттике фасада статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). В собор ведут пять порталов из портика.

Первые сооружения в стиле барокко были созданы в Риме. Наиболее значительные образцы этого архитектурного стиля возводились в Италии, Испании, Португалии, Чехии, Польше, на юге Германии, Литве, колониях Латинской Америки – там, где ощущалось сильное влияние католической церкви. Дело в том, что по мере некоторого ослабления своего влияния, церковь начала принимать новые веяния в архитектуре и брать их на вооружение.

Джакомо Виньола (Vignola) - настоящая фамилия Бароцци (Barozzi) - итальянский архитектор.(1507-1573 гг.)

Одним из первых зданий в стиле барокко стала церковь иезуитов Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы.

Отражение новой стилистики выразилось в главном фасаде, который был создан в 1575 гг. по проекту Джакомо делла Порта после смерти Виньолы.

Он изменил классические пропорции и ритмичность элементов ордера: колонны и пилястры фасада, сгруппированы попарно, антаблемент сделал «разорванным», поверхность фасада автор нагрузил ритмически расположенными крупными элементами.

Церковь Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù - Кьеза дель Сакро Но́ме ди Джезу́ - Церковь во святое имя Иисуса) — соборная церковь. 1568 — 1584 гг.

Архитектура церкви была принята как образец для иезуитских храмов. Коме того этот проект дома в стиле барокко положил начало новому подходу к строительству и декорированию зданий другого назначения.

Созданные дома в стиле барокко нередко «теряли» пропорциональность, стиралось равновесие между массой строения и пространством, исчезала гармоничная пропорция несомых и несущих частей, пропадал классический выверенный ритм – многое из того, что было характерно для архитектуры Ренессанса.

Сооружение словно оживает, движется, при этом архитектурные декоративные элементы «теснятся» или, наоборот, «разбегаются», теряют границы геометрических очертаний, а крупный, выступающий декор создает обманчивые пространственные ощущения. При взгляде на такие строения возникает ощущение, что здания сооружены из мягкой податливой массы.

Проекты домов, сооружений и зданий в стиле барокко в проектах получают сложные очертания из овалов, кругов и неправильных форм. Особенностью стиля стало вовлечение в ансамбли соседних строений и ландшафтов: возникало ощущение перетекания одного сооружения в другое, непрерывного движения площадей и улиц.

Архитектура барокко отлично подходила для городских и загородных комплексов, формирующих облик местности. Благодаря этому стилю возникали ансамбли, соединяющие в себе самые разные виды искусства. Архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, создавая образ торжественности, пышности, парадности.

Выразителем стиля стал грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме – наиболее крупный собор Ватикана. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и др.В строительстве собора принимали участие почти все известные архитекторы Италии, жившие в разное время.

В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, затем Бальдассаре Перуцци, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.

В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело, который выдвинул идею центрально- купольного сооружения с входным портиком с восточной стороны, как в базиликах Рима и в античных храмах, сделал несущие конструкции более массивными, возвёл барабан центрального купола.

После 1564 г. купол достраивал Джакомо делла Порта. Затем работал архитектор Виньола, который создал только две из четырех задуманных куполов.

В начале XVII в. архитектор Карло Мадерно построил фасад. Принимал участие в строительстве и итальянский архитектор Борромини. По его проектам были созданы многие барочные сооружения, в том числе знаменитые церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме и другие здания в стиле барокко.

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (Sant'Ivo alia Sapienza) — церковь Св. Иво Мудрости. Расположена в центре Рима, к востоку от площади Навона. С 1579 г. строительство вел Джакомо делла Порта, ученик Микеланжело. В 1642— 1660 гг. - Франческо Борромини.

Известностью и славой пользовался зодчий, художник, Франческо Борромини (1599—1667гг. , настоящее имя Франческо Кастелли). Один из примеров его творчества – церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (S. Agnese in Agone) — титулярная церковь на площади Навона в честь раннехристианской святой Агнессы в Риме. Строительство барочной церкви начал Д. Райналди в 1652 г. на месте средневековой постройки, фасад церкви выполнил Борромини.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1652—1655 гг.) арх. Борромини.

 

Луи Лево - Louis Le Vau или Levau) — французский архитектор, 1653 -1670 гг.

Ардуэна Мансара - Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; французский зодчий. 1646—1708 гг.

Во Франции барокко сочетался с классицизмом. Примером может служить французский Версаль (1668-1689 гг.) (Parc et château de Versailles), который стал образцом для создания резиденций европейских монархов.

Дворец был построен по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства.

Другой пример симбиоза барокко и классицизма в сооружении – это замок Во ле Виконт. В строении использован большой ордер с пилястрами, охватывающими фасад здания на всю высоту. Во внешних формах сооружения стиль барокко почти не ощущается, за исключением большого купола над овальным в плане залом.

Замок Во ле Виконт (Vaux-Le-Vicompte). Арх. Луи Лево. 1650-е годы. Построен для Николя Фуке, министра финансов Людовика XIV.

В Нидерландах дома в стиле барокко тоже имели признаки классицизма. Сдержанный стиль подходил социальному и политическому климату Нидерландов. Классицистическое начало преобладало над барочным.

Голландская архитектура 17 века отличалась умеренностью форм. Памятник 17 века - Новая ратуша в Амстердаме (1648—1655 гг.), созданная голландским архитектором Якобом ван Кампеном (1595-1657 гг.) Фасад ратуши (сейчас Королевский музей) имеет цокольный этаж, два яруса, оформленные коринфскими пилястрами, завершен треугольным фронтоном. Выше расположена восьмигранная купольная башенка, стены которой отделаны аркадой и колоннами.

Новая ратуша в Амстердаме (1648—1655 гг.) арх. Якоб ван Кампен.

В Испании барокко выразился в чрезмерной пышности. Испанское направление этого стиля назвали «чурригереско» (по фамилии архитектора Хосе Бенито Чурригера (1665-1725 гг.) Для сооружений в стиле барокко этого направления характерны изломанные фронтоны, криволинейный карнизы, завитки, гирлянды, валюты, балюстрады.

Фасад собора Обрадоро в Сантьяго-де-Компостела. Арх. Фернандо Касас де Нувоа (около 1751г.) Двухбашенная композиция. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скульптурными, а не архитектурными произведениями.

Представителем стиля барокко Германии 17 века стал Иоганн Валтасар Нейман (1687-1753гг.) Одним из сооружений в стиле барокко, созданных мастером, стала паломническая церковь в Фирценхайлиген (1743 -1753 гг.)

Паломническая церковь в Фирценхайлиген (1743 -1753 гг.) Иоганн Валтасар Нейман (1687-1753 гг.)

В 18 веке барочный стиль становится модными и в России благодаря нововведениям царского двора, внедряемые со времен Петра I: для проведения балов и приема иностранцев требовалось возводить дома в европейском стиле.

Сам Петр любил сдержанность в архитектуре, а его дочь Елизавета Петровна благоволила пышному итальянскому барокко. В период правления Елизаветы (1741-1761гг.) были созданы лучшие сооружения в стиле барокко.

Самым выдающимся архитектором русского барокко считался обрусевший итальянец Франческо Бартоломео Растрелли. Он перестроил для императрицы Елизаветы дворец в Царском Селе, полностью соответствующий ее запросам и вкусу. Фасад дворца выкрашен в голубой цвет и ритмически расчленен белыми колоннами. К его работам принадлежит Смольный собор в Петербурге.

В 1717 году в Царском Селе началось строительство «Каменных палат» для Екатерины I по проекту архитектора Браунштейна.

После восшествия на престол Елизаветы I началась перестройка дворца архитектором Земцовым, затем - Квасовым, Трезини и Чевакинским, и. наконец, Растрелли.

В 1756 г. после перестройки архитектором Растрелли императрице был представлен обновленный дворец. Декоративные элементы были позолочены, от центральной части дворца отходили флигели, соединенные галереями с дворцом, над северным корпусом появились пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным был построен позолоченный купол со звездой на шпиле.

 

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1756гг.) Арх. Растрелли.

В разных странах стиль барокко проявился по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки сохранялись, делая его узнаваемым. Характерные признаки стиля - сложные криволинейные планы, ритмическое разнообразие и насыщенность, пластичность фасада, неравномерное распределение массы, синтез искусств, создание архитектурных ансамблей в городах и в загородных резиденциях, обилие позолоты, резьбы, игра цвета и света.

Барокко - стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения.

автор: Марина Калабухова

Вверх к началу раздела