Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Дизайн в стиле модерн

Декор фасада «Дома с зонтиками» (Casa del paraguas) - Дом Бруно Куадроса (Casa Bruno Quadros). Архитектор модернист Жозеф Виласек. Барселона. Испания. 1890 г.

Декор фасада «Дома с зонтиками» (Casa del paraguas) - Дом Бруно Куадроса (Casa Bruno Quadros). Архитектор модернист Жозеф Виласек. Барселона. Испания. 1890 г.

Проекты в стиле модерн соединяют в себе не только разные виды искусств. Культура модерна объединяет также философские, мифологические, религиозные, литературные, исторические аспекты эпохи и национальные особенности. Проводником культурных знаков, определяющих стиль, стал дизайн в стиле модерн. Орнамент и рисунок в стиле модерн Декор в стиле модерн создается двух типов. Первый тип: декор, неотделимый от конструкции здания, который можно представить как декоративную интерпретацию функциональных строительных элементов. Декор может быть словно соединенным со стеной, и кажется, что рельеф составляет со стеной единое целое, словно вырастает из нее. Декор такого типа визуализирует функциональность конструкции, действие внутренних напряжений и сил. Такого типа оформление выражается в оформлении оконных и дверных переплетов, лестничных ограждений, металлических каркасов, решеток. Так художники выражали целостность и органичность ансамбля здания.

Декор Касса Батло (Casa Batllо) продолжает тему дракона, которой посвящено все здание, и кажется неотъемлемой частью стены. Архитектор Гауди. Барселона. Италия. 1905-1907 гг.

Декор Касса Батло (Casa Batllо) продолжает тему дракона, которой посвящено все здание, и кажется неотъемлемой частью стены. Архитектор Гауди. Барселона. Италия. 1905-1907 гг.

Второй тип дизайна в стиле модерн – декоративный, иногда он подчеркнуто нефункционален, и даже противопоставлен архитектурной идее.

Декоративный тип украшения фасада дома Морозова (Москва. Воздвиженка,16) ракушками по типу «Дома с ракушками» (Casa de las Conchas) в Саламанке. В доме с элементами модерна объединились несколько стилей для создания эффекта сказочного замка.  Архитектор В.Мазырин. 1897-1899 гг.

Декоративный тип украшения фасада дома Морозова (Москва. Воздвиженка,16) ракушками по типу «Дома с ракушками» (Casa de las Conchas) в Саламанке. В доме с элементами модерна объединились несколько стилей для создания эффекта сказочного замка.  Архитектор В.Мазырин. 1897-1899 гг.

«Дом с ракушками» (Casa de las Conchas) в Саламанке. Испания (1493—1517 гг.)

«Дом с ракушками» (Casa de las Conchas) в Саламанке. Испания (1493—1517 гг.)

В обоих случаях декор в стиле модерн всегда живописен и символичен. В стиле модерн декор многозначителен и специфичен, приближен к органическим формам, напоминает части живого организма. Дизайн в стиле модерн создал необычные ритмы, подвижность, ощущение беспокойства, привлекающее и задерживающее внимание. Фасады украшались мозаикой с рисунками из плавных извилистых линий, решетки балконов, переплеты окон, ограждения лестниц форм, которые могут выглядеть как узорные переплетения ветвей, стволов, стеблей, создавались из кованого металла. В орнаменте в стиле модерн обычно нарушена регулярность и ритмичность. Проекты в стиле модерн предусматривали в фасаде зданий плавные линии, имеющие природные формы. Внешние стены, как и внутренние, украшали мозаикой, объемной лепниной, плитками с рисунками. Излюбленным растением на орнаментах был ирис, а среди насекомых – стрекоза.

Ирисы на фасаде особняка Рябушинского на Малой Никитской улице. Проект архитектора Ф. Шехтеля. 1902-1904 гг.

Ирисы на фасаде особняка Рябушинского на Малой Никитской улице. Проект архитектора Ф. Шехтеля. 1902-1904 гг.

Дизайн в стиле модерн не подчеркивает структуру конструкции, соединяя разные архитектурные элементы, когда стены плавно перетекают в кровлю, а портал дверей и окон органически соединены со стеной. Орнамент в стиле модерн наполнен символами, он разрушает границы между полем стены и панно, объединяя живопись и архитектуру. Вместе с орнаментами, воплощавшими духовную экспрессию времени в динамике, используются натуралистически точные изображения человеческих лиц, растений, животных, насекомых. В разных стилевых направлениях появлялись вариации создания орнамента. Например, в России цветы в декоре часто передаются натуралистично, в рисунке предпочитаются вьющиеся цветы экзотичных пород. Цветы сочетают с насекомыми, извивающимися червями, летучими мышами с расправленными крыльями, улитками. Особенностью является то, что в рисунке преобладает один символ - общий для разных объектов, присутствующих в орнаменте: художники, украшающие дома в стиле модерн, декор нередко создавали на основе единичных объектов: отдельный цветок, завиток волос, один стебель. При этом остальные формы деформируются под выбранную линию. Поэтому в результате предстает не натуралистическое изображение, а его символ. На рисунок орнамента в стиле модерн повлияло появление микроскопа и получение с его помощью увеличенного рисунка строения растений, насекомых и других живых, и неживых объектов. Этот рисунок стал также включаться в декор модерна. Художники обращали также внимание на изображение, которое создают летящие облака, волна. В орнаментах в стиле модерн присутствуют обитатели водного мира, раковины, кораллы, рыбы, водоросли, звезды, медузы, морские коньки. Среди излюбленных цветов модернистов градации синего и зеленого, лилово-фиолетового и фисташкового, как правило, светлых, пастельных тонов. Декор в стиле модерна мог включать и сюжетные композиции. Панно по картине М. Врубеля "Принцессе Грёза" (произведение по сюжету драмы в стихах Э. Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе «Принцесса Грёза»). История о стремлении к красоте, созерцание которой карается смертью, соответствовала романтическому направлению стиля модерн. На панно изображен умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса. 1899-1903 гг.

Декор фасада, выходящего на Неглинную улицу, гостиницы Метрополь. Панно по картине М. Врубеля "Принцессе Грёза".

Декор фасада, выходящего на Неглинную улицу, гостиницы Метрополь. Панно по картине М. Врубеля "Принцессе Грёза".

Среди декора в стиле модерн есть и линейный орнамент, в основе которого стилизованные органические формы растений и цветов. Применялся и геометрический орнамент в виде меандра. Венские мастера (Хоффманн, Ольбрих), последователи архитектора О. Вагнера (Otto Wagner - Отто Коломан Вагнер (1841-1918 гг.)), представители шотландской группы «Четверо», возглавляемую Макинтошем, нередко использовали в сочетании с плавными линиями геометрический орнамент из кругов и квадратов. Но при всем разнообразии направлений модерна, декор стиля сохраняет экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора.

Церковь Святого Леопольда (Kirche am Steinhof) декорирована линейным орнаментом. Архитектор О. Вагнер. 1905-1907 гг. Вена

Церковь Святого Леопольда (Kirche am Steinhof) декорирована линейным орнаментом. Архитектор О. Вагнер. 1905-1907 гг. Вена

Дизайн окон в стиле модерн Дизайн окон в стиле модерн поддерживает общий декор здания и нередко является акцентом здания, придавая ему особенный неповторимый вид. Распространены трехстворчатые окна с широкой поворотной створкой в середине и узкими глухими по бокам. Нередко окна на одном фасаде имеют разные формы и размеры. На рубеже веков фасады домов украшались окнами самыми разнообразных размеров и форм: криволинейной, круглой, овальной, полуциркульной, квадратной или обычной прямоугольной форм.

Окна дома Касса Батло (Casa Batllо). Архитектор Гауди (Antonio Gaudi). Барселона. Испания. 1905-1907 гг.

Окна дома Касса Батло (Casa Batllо). Архитектор Гауди (Antonio Gaudi). Барселона. Испания. 1905-1907 гг.

Углы порталов окон в стиле модерн скашиваются, округляются в самых разных вариантах.

Разнообразной формы окна расположены на одном фасаде дома в стиле модерн.

Разнообразной формы окна расположены на одном фасаде дома в стиле модерн.

Разнообразные окна на фасаде особняка И. Миндовского. Москва, ул. Поварская, 44. Архитектор Кекушев. 1903 г.

Разнообразные окна на фасаде особняка И. Миндовского. Москва, ул. Поварская, 44. Архитектор Кекушев. 1903 г.

Благодаря форме окон, наличию на одном фасаде разных оконным форм можно заметить в архитектуре здания мотивы модерна.

Благодаря форме окон, наличию на одном фасаде разных оконным форм можно заметить в архитектуре здания мотивы модерна.

В модерне при остеклении домов часто используются витражи с применением зеленого, лилового, серого или розового цветов. Орнамент витражей окон в стиле модерн нередко использует мотивы Востока, встречается цветочный рисунок с использованием маков, пионов, трав и водяных лилий, кувшинок, подсолнухов, тюльпанов, орхидей.

Пример витражей в стиле модерн в здании школы (Wintergarden of the school of the Ursulines, Onze-Lieve-Vrouw-Waver). Бельгия. 1900.

Пример витражей в стиле модерн в здании школы (Wintergarden of the school of the Ursulines, Onze-Lieve-Vrouw-Waver). Бельгия. 1900.

Оформление внешних и внутренних стен домов, дизайн окон в стиле модерн служат единой идее, выбранной архитектором, декор служит связующим звеном между всеми конструктивными элементами здания. Поэтому так важно при создании проектов в стиле модерн выделить общую задумку, чтобы затем последовательно претворять ее в жизнь с помощью выразительных средств декора.

Автор текста: М. Костин

Вверх к началу раздела