Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Декор фасадов эпохи Ренессанса

Строгий декор фасада палаццо Питти. архитектор Амманати Бартоломео. 1560-1565 гг., Флоренция.

Ордер в ренессанс-декоре фасадов

Концепция декорирования фасадов зданий в стиле Возрождения

Во многих тосканских фасадах 15 в. на стене нет декора, кроме "поясков" на уровне подоконников и членивших фасад на три этажа. На нижнем этаже зданий в стиле ранний ренессанс декор наружных стен включает замурованные оконные проемы, имитирующие ставни с филенкой. Верхние этажи украшены парными окнами, вписанными в один архивольт. Над окнами - глухая стена. Строгие фасады дворцов на праздники нередко украшали накладными аксессуарами: флагштоками, фонарями из кованого железа (так описывается празднично оформленный дворец Пия II в Пиенце архитектора Росселино и Фр. ди Джордже). Под окнами было углубление, которое можно было использовать для установки консоли для крепления гирлянд. А на цокольном этаже крепились кольца, предположительно для привязи лошадей или окантовки здания цепями (мера против восставших, стремящихся разрушить дворец).

Строгий фасад дворца Строцци (Palazzo Strozzi, начало строительства 1492 г., архитектор Джулиано де Сангало (1489-1539 гг.)

Постепенно в строгом фасаде Ренессанса декор становится более богатым. В Венеции в украшение фасадов включались декоративные полуколонны со стилобатами между первым этажом и бельэтажем. Группы колонн встраивались в угловые проемы. Все эти приемы использовал П. Ломбардо во дворце Вендрамин Калерджи (около 1480г.) Ордерная система в эпоху Возрождения получила декоративную трактовку, причем элементы ордера иногда удваивали, подчеркивая определенные части фасада. Разные школы предлагали свое видение использование ордеров в ренессанс-декоре фасадов. Римская школа предлагала использовать восьмигранные колонны (церковь Сан-Пьетро ин Винколи, палаццо Сан-Марко).

Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, фасад закончен в 1475 г).

В Миланской школе пропагандировали фантазийные решения классического декора. К примеру, в Чертозе, в Павии, коринфская колонна воплощается в балясинах перил, а рельефы украшают часть стен, которые во флорентийской школе оставались гладкими. Флорентийские мастера предлагали строгие здания с минимумом декора. Венецианская школа отражала подход к архитектуре между миланским и флорентийским. К примеру, если флорентийцы стремились для декора использовать в основном пилястры, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, а колонны редко использовались, или они были соединены со стеной, то венецианцы начинают широко применять колонны, нередко парные, особенно на угловых пролетах. Например, палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Calergi Vendramin) архитектор Пьетро Ламбарде. 1480 г.

Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Calergi Vendramin), архитектор Пьетро Ламбарде, 1480 г.

Ранний Ренессанс был представлен работами архитектора Брунеллески (Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377—1446 гг.), который использовал в фасадном декоре ренессанс коринфского ордера, сделав его более изящным, чем в эпоху античности, дополняя и видоизменяя его. Например, в капелле Пацци зодчий дополняет аттик карнизом, включает в украшение небольшие парные пилястры, тонкие колонны коринфского ордера, которые обрамляют окна.

Капелла Пацци (Brunelleschi’s Pazzi chapel), архитектор Брунеллески, 1429—1443 гг.

Брунеллеско также предложил декоративную аркаду, которая помещается между пятой арки антаблемента и капителью. Позже Микелоццо, Лаурана, Браманте упрощают этот декор в своих строениях (Урбино, Канчеллариа). Преемники Брунеллески отдавали предпочтение ионийскому и дорийскому ордеру, нередко сочетая их друг с другом. Ренессанс-декор обогатился с приходом в архитектуру Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444 - 1514 гг.): он ввел пролеты между окнами с неравным промежутком, гладкие фасады дополнил выступами, стилобатами, разделяющими этажи, как, например, на фасадах палаццо Канчеллариа. (1495 г.), дворе делла Пинья в Ватикане. Позже фасадный декор ренессанс определялся введением в оформление "колоссального" ордера - единой ордерной системы, охватывающей все этажи здания (церковь Сант-Андреа в Мантуе, тюремные сооружения в Брешии архитектора Альберти).

Церковь Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea), архитектор Альберти, начата в 1472 г.

В ренессанс-декоре своих произведений архитектор Браманте использовал ритмично расположенные пилястры, выступы на фасадах, этажи, разделенные стилобатом. Например, палаццо Канчеллариа (1489 и 1513 гг.), в котором использованы все эти элементы, и главным украшением в лепном декоре ренессанса были пилястры. Ордерные элементы распространяются на два этажа. Стилобаты длятся через весь фасад, присутствует выступающий карниз. Наличники арочных и прямоугольных окон сделаны из белого мрамора.

Палаццо Канчеллариа.

В лепном декоре-ренессанса использовались медальоны с розетками, цветами, рельефными завитками, гроздьями винограда.

Декор фасада палаццо Пикколомини, архитектор Бернардо Росселлино. Пиенца, 1459 г.

Автор текста: М. Костин

Вверх к началу раздела