Время работы с 9:00 до 21:00
Пн-Вс
  image descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage descriptionimage description
495 / 662-47-17Заказать звонокНаписать намID
Закрыть

Отправка ID

В вашей корзинеВ корзине нет ни одного товара

Архитектура Шехтеля

Модерн Шехтеля в архитектуре Ярославского вокзала.

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926 гг) - российский архитектор рубежа 19 и 20 столетия. Выходец из семьи немецких колонистов он был одним из воспитанников Приготовительного училища Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. Его семья дружила с П. И. Третьяковым, который взял на себя заботу о Франце, устроив его в мастерскую архитектора А. Каминского. В соавторстве с Каминским Шехтель участвовал в работе над проектом фасада Исторического музея Москвы. В 1875 г. Шехтель начинает учиться на курсе Чичагова на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через 3 года его отчислили за плохую посещаемость, так как он вынужден был зарабатывать на жизнь. 1880-1890-е гг. ознаменовались разнообразной деятельностью Франца Шехтеля: он создавал декорации к спектаклям, рисовал костюмы для постановок, проектировал сооружения для парков, а также работал оформителем, художником. В этот же период началась работа над архитектурными проектами, которые он уже подписывал собственным именем. Шехтель являлся кавалером орденов св. Анны и св. Станислава

Архитектура Шехтеля расцвела в недолгую эпоху модерна и привнесла в столицу свежую струю модного направления европейского зодчества и особую философию искусства. Однако архитектор не ограничился оригинальным модерном, периодически возвращаясь к канонам классики. По его проектам возведено около пятидесяти сооружений, многие из которых охраняются государством и входят в Золотой фонд отечественной архитектуры. В архитектуре Шехтеля первым московским особняком стал дом Морозовых (1893 г.) на ул. Спиридоновка, 17 (Дом приемов МИД России), выполненный по заказу владельца по мотивам английской готики.

Особняк Морозовых.

К архитектуре Шехтеля принадлежит трехэтажный дом 8 на Мясницкой улице - дом с Меркуриями, построенный в 1898 г. для М. Кузнецова. На этой же улице вырос и доходный дом Строгановского училища с керамическим фризом.

Дом 8 на ул. Мясницкой. 1898 г. Здание Торгового дома фарфоровых заводов М. Кузнецова.

В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас в здании расположен музей Горького.

Особняк Рябушинского. 1900 г.

В 1901-1902 гг. архитектор построил особняк примы оперы А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (сейчас здесь посла Австралии), соединив на его фасаде ковку, орнамент из лепнины, изображающей растения, женские головки.

Особняк А.И. Дерожинской. Кропоткинский переулок, 13.

В 1902 г. Ф. Шехтель начал реконструкцию Художественного театра (МХАТ) в Камергерском переулке, который украсил барельеф с музами. В 1904 г. в архитектуре Шехтеля появился еще один особняк в Ермолаевском переулке, 28, построенный зодчим для своей семьи (сейчас здесь располагается резиденция посла Уругвая). Сооружение отличается ярусностью и разноформенностью: прямоугольный корпус с высокой крышей, часть здания - в виде неправильного треугольника, башни. Окна дома выполнены в стиле поздней готики.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28.

В 1906-1907 гг. Шехтель создал проект нового здания Ярославского вокзала, в неорусском стиле. Основной акцент здания - ассиметричные башни над полукруглыми пилонами. Главный вход имеет крышу с оригинальным козырьком, фасад украшает панно, фронтон декорирован барельефами с изображениями Георгия Победоносца, Св. Архангела Михаила. Скульптура медведя с секирой на барельефе символизирует Россию.

Здание Ярославского вокзала. 1906-1907 гг.

В 1910 г. на Большой Садовой, 10 был построен еще один особняк Шехтелей, ставший одним из замечательных образцов архитектуры Шехтеля в стиле классицизм с портиком из четырех колонн.

Особняк Шехтелей на Большой Садовой, 10.

Архитектура Шехтеля украшала и другие города и пригороды: усадьба Кирицы С.П. фон Девиза (1883-1889 гг.), усадьба Соха П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.), усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса (1883-1889 гг.) в Рязанской области, часовня Михайловской церкви (1887 г.) Таганрог, дом А.А.Шилова в Пруссах (1888г.), дом Локалова, дом Иродова в селе Великое (1888-1890 гг.), особняк П.М. Мальцева, храм Пресвятой Богородицы в г. Балаково (1900- 1912гг.) и многие другие здания, которые могут служить примером для современных архитекторов.

Автор текста: К. Максимов

Вверх к началу раздела